Такси до тюремной камеры
Вчера в Париже были задержаны руководители европейского и французского подразделений сервиса такси Uber. На прошлой неделе, после массовых акций протеста парижских таксистов против Uber, глава французского МВД распорядился запретить деятельность компании в стране. Франция — не единственный конфликтный рынок для Uber, однако компания не боится идти в суд, чтобы менять «правила игры».
Доехали до задержаний
Вчера в Париже в рамках предварительного расследования по делу о незаконных автомобильных перевозках были задержаны руководитель европейского подразделения Uber Пьер-Димитри Гор-Коти и глава представительства компании во Франции Тибо Симфаль. Представители следствия вчера заявили, что топ-менеджеры Uber задержаны для допроса по подозрению в нарушении закона, запрещающего заниматься коммерческим извозом водителям без лицензии — так называемого статуса VTC («туристический транспорт с шофером»). Представитель Uber подтвердил задержание, подчеркнув, что топ-менеджеры Uber явились в полицию добровольно.
Формально закон запрещает деятельность Uber во Франции с 1 января 2015 года. За нарушение закона, то есть за предоставление услуг извоза через UberPop, французским таксистам грозит штраф в размере €15 тыс. и год лишения свободы. Однако Uber оспаривает закон, принятый в октябре 2014 года, в суде, как и вынесенное в ноябре судебное решение о запрете деятельности UberPop и наложение на компанию штрафа в размере €100 тыс. Пока компания судится с французскими властями, закон фактически не исполняется. Впрочем, это не останавливает администрацию Парижа от вынесения штрафов: с начала года было заведено 420 дел, несколько сотен водителей были оштрафованы.
Правовая неопределенность в отношении Uber только подогревает недовольство «традиционных» извозчиков, по словам которых, из-за подобных онлайн-сервисов их выручка за последние два года упала на 30–40%. Число пользователей UberPop во Франции за три года существования достигло 250 тыс. человек.
Задержания руководителей Uber последовали после масштабных акций против компании французских таксистов, которые проходили весь июнь. 25 июня таксисты перекрыли доступ к аэропортам Парижа, а также к Северному вокзалу города. Забастовки таксистов проходили и в других городах Франции, в том числе в Марселе и Экс-ан-Провансе, они часто перерастали в столкновения и беспорядки.
После начала протестов, когда водители традиционных такси объявили бессрочную забастовку в знак протеста против сервиса, глава французского МВД Бернар Казнев распорядился немедленно запретить деятельность приложения UberPop. «UberPop нелегален, — заявил тогда Казнев. — Однако сервис может быть запрещен только по решению суда». Днем позже, в прошлую пятницу, президент Франсуа Олланд выступил с противоречивым заявлением, в котором призвал разогнать Uber. «Сервис UberPop должен быть разогнан и признан незаконным. Все машины, задействованные в нем, должны быть арестованы», — заявил он. По его мнению, Uber не уважает закон, при этом сам Олланд отметил: «Мы живем, руководствуясь законом, и государство может наложить арест на автомобили только по судебному решению».
Uber против всех
Франция — не единственный конфликтный рынок для калифорнийской компании, впрочем, это не мешает ей активно развиваться и готовиться к выходу на биржу. Uber пришла в Европу в 2012 году и, как отмечают некоторые СМИ, ее активность в судах сопоставима разве что с темпом привлечения инвестиций. 23 июня The Wall Street Journal (WSJ) написала, что компания ведет переговоры с банками о предоставлении кредитной линии до $1 млрд. Если сделка будет закрыта, общая сумма привлеченного Uber финансирования достигнет $10 млрд. В декабре прошлого года Uber была оценена более чем в $41 млрд, став одним из самых дорогих стартапов в мире (уступает только китайскому производителю смартфонов Xiaomi, который в декабре был оценен в $45 млрд).
Суды запрещали деятельность UberPop в Испании, Германии, Италии, Нидерландах и Бельгии (на сегодняшний день Uber предоставляет свои услуги в 20 европейских странах).
В мае этого года миланский суд удовлетворил иск итальянских ассоциаций такси и обязал Uber прекратить деятельность по всей Италии, за нарушение запрета водителям грозит штраф €20 тыс. В апреле Uber запретило правительство швейцарского кантона Женевы: оно считает, что сервис фактически выполняет диспетчерские функции и потому обязан следовать налоговому законодательству Швейцарии. Штраф за нарушение запрета составит 20 тыс. швейцарских франков (около €19,3 тыс.).
В Германии Uber ведет одну из самых серьезных судебных «баталий». Компании запретили работать в двух крупнейших городах страны — Берлине и Гамбурге — еще в августе-сентябре прошлого года. Причем запрет распространялся не только на UberPop, но и премиальный UberBlack. Несмотря на запрет, компания продолжала предоставлять услуги, но ей пришлось пойти на кардинальные меры, чтобы не нарушать немецкое законодательство. В октябре 2014 года UberPop снизил тарифы на свои услуги в Берлине до €0,35 за километр (вместо €1,60 ранее). Такой тариф фактически оставил водителей без прибыли, что позволило им ездить без лицензии — это разрешено немецким законом, регулирующим деятельность сервисов для совместных путешествий на автомобиле (такие, как Bla Bla Car и его немецкий аналог Mitfahrgelegenheit).
Таким образом Uber закреплялась на немецком рынке перевозок — одном из самых растущих для компании в Европе — и выигрывала время для судебных тяжб. Однако такая ситуация отнюдь не радовала водителей: как отмечала WSJ, после снижения тарифов количество машин, доступных в UberPop, резко сократилось.
В апреле франкфуртский суд запретил водителям Uber возить пассажиров без лицензии уже на территории всей Германии, за каждое нарушение запрета компании грозит штраф €250 тыс. Тем не менее компания намерена продолжить бороться в суде и дальше предоставлять услуги (по тарифам, не приносящим водителям прибыли) в Дюссельдорфе, Гамбурге и Берлине.
Во всех странах претензии регуляторов вызывает именно сервис UberPop, который позволяет работать таксистом фактически человеку «с улицы», не имеющему специальной лицензии. В европейских странах, например во Франции, лицензия на пассажирские перевозки стоит десятки тысяч евро и требует от водителя такси проходить обучение в течение 250 часов, не говоря уже о том, что «частники» не имеют специальной страховки и не платят налоги.
Сейчас UberPop доступен в Бельгии (Брюссель, Антверпен), во Франции (Париж, Марсель, Нант, Лион, Страсбург, Бордо, Лилль, Ницца, Тулуза), в Чехии (Прага), Эстонии (Таллин), Италии (Генуя, Милан, Турин), Нидерландах (Амстердам, Гаага, Роттердам), в Норвегии (Осло) и Польше (Варшава, Краков), сообщила РБК представитель компании.
В России UberPop не представлен, поскольку российское законодательство не позволяет работать водителям без лицензии. Сервис UberX (и UberBlack — машины представительского класса) работает только с юридическими лицами (таксомоторными компаниями) или индивидуальными предпринимателями, которые являются частными профессиональными водителями.
Новые правила
Uber оспаривает решения всех местных судов, накладывающих ограничения на работу его сервисов. «Мы полагаем, что то, как написаны законы Франции, Германии и ряда других стран ЕС, и то, как суды их интерпретируют, нарушает базовое европейское право», — заявил WSJ Марк Макгэнн, глава публичного порядка Uber по региону EMEA. По его мнению, страны нарушают антимонопольное законодательство ЕС, запрещая деятельность сервиса.
Uber жаловалась на Испанию, Францию и Германию властям ЕС, и те в апреле выступили с инициативой проанализировать, как UberPop влияет на европейский рынок таксомоторных услуг. В конце февраля комиссар ЕС по транспорту Виолета Балк написала в письме Европарламенту, что исследование поможет получить Еврокомиссии представление о том, как новые технологии влияют на рынок, и принять решение о том, необходимо ли регулирование сервиса на общеевропейском уровне. «Новые технологии предоставляют новые возможности, но вместе с тем и новые вызовы», — пояснил пресс-секретарь комиссара изданию Euranet-Plus.
Интересно, что бельгийские власти, запретившие деятельность UberPop еще весной прошлого года, в этом году сами предложили реформировать индустрию такси, чтобы позволить Uber работать в стране, не нарушая законодательство. Водителей Uber обяжут раскрывать свою выручку и следовать стандартам безопасности, но в целом новое законодательство будет более приспособлено к транзакциям «от пользователя к пользователю».