Китайское ускорение
Китай может вложить в строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Казань 300 млрд руб. Именно такое предложение Пекин направляет РЖД.
Китай предлагает инвестировать 300 млрд руб. в строительство трассы высокоскоростного движения Москва — Казань, сообщило РИА Новости со ссылкой на три неназванных источника, знакомых с предложениями. Из них 250 млрд руб. китайская сторона готова предоставить в виде кредитов от китайских банков на 20 лет, а еще 50 млрд руб. — в виде взноса в уставный капитал специально созданной проектной компании, в которой китайцы просят взамен 50%, сказали источники агентства.
Эти предложения прозвучали на проходящем российско-китайском деловом форуме на острове Хайнань. Это подтвердил РБК источник, близкий к одной из сторон на переговорах, отказавшийся от более подробных комментариев. В переговорах, в частности, принимает участие первый вице-президент РЖД Александр Мишарин, который отвечает за развитие скоростного движения. Мишарин говорил, что РЖД получили предложения от китайских партнеров, но не раскрыл их, пишет РИА Новости. «Пока это первое предложение, которое есть, и отправная точка для дальнейших переговоров», — сказал агентству один из неназванных источников. Представитель РЖД отказался от комментариев.
В июле 2014 года руководство РЖД сообщало об интересе других китайских инвесторов к проекту магистрали. Среди потенциальных партнеров проекта из КНР назывались China Investment Corporation и строительно-инжиниринговая компания CREC.
В середине марта об интересе к проекту заявлял вице-президент одного из крупнейших китайских производителей железнодорожных поездов, компании China CNR Corp., Юй Вэйпин.
В октябре 2014 года РЖД, российский Минтранс, Госкомитет КНР по развитию и реформе и корпорация «Китайские железные дороги» подписали Российско-китайский меморандум о развитии высокоскоростного железнодорожного сообщения, согласно которому они разработают проект Евразийского высокоскоростного транспортного коридора Москва — Пекин. В качестве части этой линии рассматривается участок Москва — Казань протяженностью 770 км. Дальнейшая трасса может пойти либо через Казахстан, либо через Алтай, сообщали РЖД.
Цель строительства магистрали — сократить время в пути между Москвой и Казанью с нынешних 11,5 часа до 3,5 часа. Стоит весь проект, по оценке РЖД, 1,068 трлн руб. Магистраль пройдет по территории семи регионов России и будет иметь 15 остановок: 5 в крупных городах (Москва, Владимир, Нижний Новгород, Чебоксары, Казань) и 10 в региональных.
Только проектирование займет два года, сказал в начале марта вице-премьер Аркадий Дворкович в эфире телеканала «Вести24». Средства будут выделены федеральным бюджетом и РЖД, сказал вице-премьер. Он также сообщил, что после проектирования можно будет рассчитывать на начало строительство трассы вместе с китайскими партнерами. Но переговоры с ними пока еще идут, подчеркнул чиновник. РЖД получит из бюджета на проектирование в этом году около 5 млрд руб., говорил в конце февраля Мишарин.
В середине марта РЖД объявили конкурс на инженерные изыскания, разработку проекта планировки и проекта межевания территорий для скоростной трассы общей стоимостью почти 21 млрд руб. Подвести его итоги госкомпания планирует 16 апреля.
На этом пока понятные источники финансирования заканчиваются. В правительстве не утихают споры, стоит ли финансировать такой дорогостоящий проект. В прошлом году Министерство экономического развития рассматривала заявку РЖД на выделение 300 млрд руб. из Фонда национального благосостояния для строительства ВСМ, но отправила его на доработку. В результате министерство одобрило только половину от изначальной суммы, которую запрашивали РЖД. Но и этих денег не видать: в конце января чиновники отложили проект для еще одного уточнения его финансового обоснования.