Спрос на аудиокниги в России стремительно растет
Впрочем, по данным исследования Российской национальной библиотеки, читательская активность граждан РФ падает (активными читателями назвали себя в 2006г. только 23% граждан, а 37% признались, что вообще не читают книг). И на фоне растущего сегмента аудиокниг рынок печатных книг "притормаживает".
Рост совокупного книжного тиража не превышает 4-5%. Издатели заговорили о пропаганде чтения, снижения ставки на НДС для книг, но снижение ставки до 10% не отразилось на динамике продаж.
Важным событием 2007г. станет выход на рынок аудиокниг самих крупных книгоиздателей, рассказал в эфире телеканала РБК в программе "Сфера интересов" Владимир Воробьев, президент издательского дома "Союз".
Обладая серьезным пакетом авторских прав, развитой агентской сетью, капиталами, издательства станут серьезными конкурентами для пионеров рынка. В то же время их присутствие приведет к повышению качества продукции.
"Рынок завален невероятным количеством продукции в хорошей упаковке, в хороших магазинах, но не соответствующей никаким художественным требованиям", – объясняет причины своего ухода из бизнеса аудиокниг артист Леонид Ярмольник.
Заметим, зарождение рынка аудиокниг в России связано с переизданием архивов Всероссийского общества слепых и Гостелерадио, но советские запасы классики (не требующие расходов на актеров, студию и авторские права) сегодня практически исчерпаны, и качество новых постановок под вопросом.
Проблема качества усугубляется проблемой пиратства: в случае брака страдает имидж компании-производителя. На ее адрес поступают рекламации покупателей (пираты оставляют его на сканируемых оригинальных обложках).
Отметим, наибольшим спросом у потребителей пользуются бестселлеры прошлых лет: читатели больше "не хотят видеть" их, но с удовольствием слушают. Так, рейтинги продаж возглавляют Евангелие (самая продаваемая книга в мире) и "Мастер и Маргарита" Михаила Булгакова.
При этом структура спроса на аудиокниги в России несколько отличается: например, аудиоверсии книг о Г.Поттере не вызвали ажиотажа: почти весь тираж пришлось разослать по 72 библиотекам для слабовидящих.
Характерно, что в России пустила корни советская школа радиопостановок, когда на Западе принято читать книги одним голосом, без музыки и спецэффектов: считается, что любое включение музыкального фона или участие режиссера искажают оригинальный текст.
Добавим, что аудиторию аудиокниг в России составляют бизнесмены 25-30 лет, проводящие много времени в пробках, а также домохозяйки, время которых проходит на кухне, а также незрячие люди.
Если говорить о будущих изменениях структуры спроса, издатели прогнозируют разработку большого массива детективной литературы (кстати, правами на ее переиздание обладают как раз крупные книгоиздатели), а также рост сегмента деловой литературы, который к 2008г. должен стать ведущим драйвером.
Как бы то ни было, российскому рынку аудиокниг сегодня еще далеко до показателей западного (20% всего книжного рынка), но, судя по его росту на фоне замедления темпов роста книгопечатного рынка, эти показатели не за горами.