Back in USSR
Чиновники учли ошибки, допущенные при подготовке к форуму АТЭС, и намерены усилить контроль над расходом бюджетных средств, выделяемых на строительство знаковых гособъектов. Глава Минрегиона Игорь Слюняев поручил не утверждать проектно-сметную документацию на объекты без технико-экономического обоснования. Подобная практика уже давно взята на вооружение коммерческими застройщиками, однако государство в последний раз использовало ее еще в советские времена.
По оценкам Счетной палаты (СП), нарушения при подготовке саммита АТЭС оцениваются в 15 млрд руб.: к началу азиатско-тихоокеанского форума в эксплуатацию была сдана лишь треть объектов. Глава СП Сергей Степашин уже пригрозил Минрегиону «поднятием вопроса о квалификации деятельности руководства», если объекты АТЭС не будут сданы до 1 февраля.
Минрегион с критикой не согласен. По словам министра регионального развития Игоря Слюняева, все объекты форума были введены в эксплуатацию «практически полностью» еще в конце прошлого года. Впрочем, наличие «проблемных объектов» чиновник не отрицает. «В основном регионального уровня: драмтеатр, две гостиницы, водопровод в материковой части на острове Русский, а также лабораторный и медицинский корпуса ДВФУ. Причина очень простая — строили быстро, с нуля, параллельно разрабатывая проектно-сметную документацию, и не уложились в установленные сроки», — заявил вчера министр на встрече с журналистами. Все эти объекты будут введены в эксплуатацию в течение первого полугодия текущего года, добавил он.
В качестве «работы над ошибками» саммита Минрегион уже разрабатывает ряд директив. «Я не вижу больших проблем с объектами форума АТЭС, но ход его подготовки — проектирование и строительство — заставил задуматься о качестве управления строительством в нашей стране. Мною поставлена задача уточнить состав проектно-сметной документации по объектам капитального характера», — пояснил г-н Слюняев. В частности, в составе документации должно появиться два раздела. Первый — «старый, забытый с советского времени» — технико-экономическое обоснование (ТЭО) («по сути обоснование инвестиций»). «Мы должны понимать, как будет использоваться объект в дальнейшем», — добавил министр.
Второй раздел будет посвящен расходам по эксплуатации объектов капстроительства. Решения по уточнению проектно-сметной документации будут приняты до конца 2013 года, при этом касаться они будут не только объектов форума АТЭС, а любых финансируемых при участии федерального, регионального или муниципального бюджета.
Технико-экономическое обоснование — это обязательная часть всех коммерческих проектов, говорит партнер Goltsblat BLP Виталий Можаровский. Для крупных производственных объектов (новые заводы, комбинаты), строительство которых планируется осуществлять с привлечением заемного банковского финансирования, всегда разрабатывается либо ТЭО проекта, либо обоснование инвестиций, добавляет управляющий партнер Severin Group Роман Сигитов.
«Несмотря на отсутствие прямых указаний в действующем законодательстве на необходимость разработки подобных предпроектных материалов, данную работу инвесторы проводят по своей инициативе для проверки и подтверждения экономической целесообразности проекта», — поясняет г-н Сигитов. Однако вводить требование разработки ТЭО-проекта в нормативные документа все-таки необязательно.
Проблему с теми же объектами саммита можно было бы решить с помощью частных инвестиций, уверен г-н Можаровский. «Если посмотреть на опыт Лондонской олимпиады, то там количество частных инвесторов доходило до 60—70%. Таких показателей можно было бы достичь и при строительстве объектов на острове Русский. Государство несет расходы, потому что нет частных инвестиций, а их нет, потому что плохой инвестклимат», — говорит он. Слова эксперта подтверждают и претензии СП. Ранее ведомство Сергея Степашина раскритиковало Азиатско-Тихоокеанский регион за низкий процент частных вложений в объекты. Так, из двадцати объектов строительства по четырем выполнение составило не более 15%.