Кредитки пошли по рукам
В прошлом году объем рынка пластиковых карт вырос почти вдвое. Значительный рост наблюдался у Сбербанка, его портфель вырос более чем в два раза. Как считают эксперты, в этом году не стоит ждать повторения рекорда: на прирост рынка кредитных карт повлияют ужесточения ЦБ и исчерпание эффекта «низкой базы».
На начало января объем рынка кредитных карт составил 671,3 млрд руб., подсчитали специалисты ТКС Банка. За 2012 год объем задолженности по ним увеличился на 303,5 млрд руб., таким образом, темпы прироста рынка кредитных карт составили 82,5%. Это значительно выше темпов роста банковского ритейла в целом — в прошлом году совокупный розничный портфель кредитных организаций увеличился на 39,3%.
Несмотря на активность новых игроков, лидерам карточного рынка Сбербанку и «Русскому стандарту» удалось значительно прирастить свои портфели. Так, Сбербанк показал рост за год более чем в два раза (с 63 млрд до 149,3 млрд руб.), в результате ему удалось увеличить свою долю на рынке кредитного «пластика» с 17,1 до 22,2%. «Русский стандарт» и ВТБ24 также прирастили объем задолженности, но их доля в этом сегменте, напротив, снизилась. В частности, у последнего она уменьшилась с 9,4 до 7,2%. Как заявил начальник управления пластиковых карт ВТБ24 Александр Бородкин, это связано с целым набором факторов, в основном имеющих отношение к рынку в целом, а не к банку. «Зачастую в целях удобства клиента продукт выдается на счета банковской карты клиента, он не относится к карточному портфелю», — сказал он.
В этом году эксперты прогнозируют не такое активное развитие этого сектора. «Полагаю, мы увидим замедление темпов роста рынка до 50—60% по итогам года. Преимущественно этот рост обеспечат активные действия пяти крупнейших игроков», — полагает президент ТКС Банка Оливер Хьюз.
С ним согласен и зампред правления банка «Связной» Евгений Давыдович. «На ситуацию повлияет ввод новых правил резервирования ЦБ с весны 2013 года», — пояснил финансист. По его словам, банки будут не только тщательнее оценивать новых заемщиков для сокращения просрочки, но и начислять больше средств в резервы под возможные потери.
Участники рынка также говорят, что рынок «пластика» будет расти медленнее из-за исчерпания эффекта «низкой базы». «Крупнейшие игроки для увеличения объемов кредитных карт использовали свою базу зарплатных клиентов», — говорит директор департамента развития кредитных карт ХКФ Банка Антон Сергунов. Но, по его словам, этот источник в 2013 году не покажет столь же значительного прироста.