Malaysia Airlines - спасти любой ценой
Кабинет министров Малайзии утвердил самую масштабную реструктуризацию авиакомпании Malaysia Airlines со времен ее создания в середине 1970-х годов, пишет Financial Times (FT) со ссылкой на источник, знакомый с планами правительства. Программа «реанимации» перевозчика, у которого в этом году потерпели катастрофу два пассажирских лайнера, предполагает, что будет сокращено около четверти сотрудников, часть дальнемагистральных рейсов будет свернута. Власти также примут новый бизнес-план, чтобы спасти некогда одну из самых высококлассных авиакомпаний мира, которая после двух катастроф находится на грани банкротства.
Malaysia Airlines, еще недавно известная во всем мире исключительно благодаря высококлассному сервису на борту (в прошлом году входила в семерку лучших мировых авиакомпаний по качеству обслуживания, по версии британской компании Skytrax), приобрела дурную славу после бесследного исчезновения рейса MH370, летевшего из Куала-Лумпура в Пекин в марте нынешнего года (на борту находились 239 человек), и крушения Boeing 777 под Донецком, в котором погибли все находившиеся на борту 283 пассажира и 15 членов экипажа.
Главной целью «коренного обновления» Malaysia Airlines называется достижение «устойчивой коммерческой рентабельности» в течение четырех-пяти лет, говорит источник FT. Финансовые проблемы авиакомпании на самом деле начались задолго до потрясших мир катастроф. Прибыли авиаперевозчик не получал на протяжении последних трех лет: совокупный убыток с 2011 по 2013 год составил более 4 млрд малайских ринггитов (около $1,3 млрд). Последним прибыльным годом для Malaysia Airlines был 2010-й, когда она заработала около $75 млн.
В плачевной финансовой ситуации Malaysia Airlines, которую раньше называли «пятизвездочным отелем с крыльями», оказалась из-за растущего влияния малобюджетных авиакомпаний на азиатском рынке. Еще десять лет назад лоукостеры в Азии просто не существовали, а сегодня на них приходится около 50% пассажирского трафика. Крупнейший лоукостер региона AirAsia базируется в «домашнем» для Malaysia Airlines аэропорту Куала-Лумпура. Но, будучи государственной компанией, Malaysia Airlines вынуждена выполнять рейсы по неприбыльным внутренним маршрутам.
Эксперты неоднократно обвиняли государственного гиганта в экономической «неповоротливости». Эта же причина заставляет их сомневаться и в успехе нынешнего «перерождения». Главная финансовая проблема Malaysia Airlines заключается в накопленном с 2002 года долге, который сформировался из-за неприбыльных маршрутов и огромного числа сотрудников и сейчас составляет $4 млрд, сказал Mashable авиационный аналитик Шукор Юсоф из малайзийской Endau Analytics.
Среди ближайших планов Malaysia Airlines — сокращение около четверти из нынешних 19,5 тыс. сотрудников. Несмотря на то что правительство обещает помочь им с трудоустройством, для премьер-министра Малайзии Наджиба Разака это станет серьезным тестом, отмечает FT, поскольку любые попытки сокращения работников встретят сопротивление влиятельных авиатранспортных профсоюзов.
Malaysia Airlines давно обвиняли в чрезмерно раздутом штате: 19,5 тыс. человек, работающих в авиакомпании, обслуживают 108 воздушных судов. Для сравнения, «соседская» Singapore Airlines имеет в своем воздушном парке 103 самолета и на 5 тыс. меньше сотрудников, и компания прибыльна.
Ранее в августе государственный инвестиционный фонд Малайзии Khazanah Nasional, которому принадлежит 69% акций авиакомпании, объявил о национализации Malaysia Airlines. Фонд предложил выкупить доли у миноритарных акционеров (в общей сложности 31% акций) по цене $0,08 за акцию, что на 29% выше средней стоимости бумаг на бирже за предыдущие три месяца. Правительству придется потратить на выкуп около 1,38 млрд ринггитов ($429 млн). По данным источников Reuters, уже с завтрашнего дня торговля ее акциями на Малайзийской бирже будет прекращена, а управляющий инвестиционный фонд объявит полный план реструктуризации.
Сегодня авиакомпания опубликовала последний отчет о своей финансовой деятельности. По итогам второго квартала операционная выручка Malaysia Airlines снизилась на 7%. Убыток компании во втором квартале вырос в 1,7 раза по сравнению с прошлым годом и составил 307 млн ринггитов ($97,6 млн). В первом квартале этого года компания потеряла 443 млн ринггитов ($140,7 млн).
Крушение самолета на Украине свело на нет все усилия Malaysia Airlines по преодолению последствий первой трагедии с пропажей самолета, отмечается в отчете. Руководство компании указывает, что в полной мере оценить финансовые последствия обеих катастроф удастся только во второй половине года. Там же говорится, что только украинская катастрофа привела к мгновенному падению средних недельных показателей по бронированию билетов на 33%. «Тот факт, что обе катастрофы произошли в течение столь короткого отрезка времени, ухудшил ситуацию и нанес серьезный ущерб бренду авиакомпании и ее деловой репутации, которая необходима для проведения запланированной реструктуризации», — говорится в отчете Malaysia Airlines.
Эксперты полагают, что авиакомпания не сможет вновь выйти в прибыль без смены ключевого руководства и полного ребрендинга. Пока же отношение пассажиров к Malaysia Airlines оставляет желать лучшего: как пишет Mashable, ссылаясь на сообщения и фотографии в соцсетях, самолеты авиакомпании летают практически пустые. Об этом свидетельствуют и операционные результаты самой компании: в июле 2014 года пассажиропоток на внутренних рейсах упал на 22% по сравнению с июлем 2013 года, а количество перевезенных пассажиров в целом — на 11,4%, до 1322 человек.
Если Malaysia Airlines решится на ребрендинг, это будет не первый случай в истории коммерческой авиации, когда авиакомпании прибегают к подобной мере для своего спасения. В 1997 году небольшой американский лоукостер ValuJet был вынужден объединиться со значительно меньшей региональной авиакомпанией AirTran Airways и взять себе ее название. ValuJet вошла в историю авиации США как самая стремительно выросшая компания — всего через год после своего первого рейса в 1993 году она получила прибыль в размере $21 млн и успешно разместила акции на NASDAQ.
Однако через несколько лет компания столкнулась с финансовыми трудностями и прессингом со стороны американских СМИ после катастрофы рейса 592 из Майами в Атланту, на борту которого погибли все 110 человек. Причиной той аварии были признаны многочисленные недостатки в обеспечении безопасности полетов авиакомпании. AirTran Airways успешно существует и по сей день (став «дочкой» крупнейшего лоукостера в мире Southwest Airlines). Авиакомпания выполняет более 1000 рейсов ежедневно и гордится тем, что имеет в эксплуатации самый молодой воздушный флот самолетов Boeing среди всех авиаперевозчиков мира.