Европа на планшете
Российская компания «Электронные системы «Алкотел» решила вывести свои планшеты teXet на рынок ЕС через Чехию. Ее европейское подразделение, компания teXet Global SE, заключила договор с местным производителем Foxconn, который будет собирать новые модели планшетов на производственных мощностях в Пардубице. Отвечать за этот бизнес будет Александр Павлов, который уже имеет большой опыт работы на чешском и словацком рынках.
Как рассказал РБК daily г-н Павлов, руководитель teXet Global SE, первые планшеты, собранные в Европе, компания планирует представить на выставке бытовой техники и электроники IFA, которая пройдет 6—11 сентября в Берлине. С гендиректором и основателем питерской компании «Алкотел» Александром Корольковым г-н Павлов познакомился как раз на выставке IFA год назад.
«Специализирующаяся на продаже букридеров и планшетов компания Bookhaus, учредителем и директором которой я являлся, имела успешный опыт вывода на чешский и словацкий рынки брендов многих других компаний. Корольков предложил совместный бизнес и пригласил меня на празднование 25-летнего юбилея деятельности своей компании», — вспоминает Александр Павлов. На этом праздновании в конце сентября 2012 года и было принято окончательное решение о сотрудничестве, а уже 12 ноября в Чехии были поданы все документы на регистрацию совместной европейской акционерной компании teXet Global SE, цель которой была обозначена сразу — продвигать teXet в Европу.
Продажи teXet в Чехии и Словакии стартовали в июне 2013 года, с августа начались поставки продукции в Германию, Польшу, Венгрию, Румынию, Сербию. С сентября этого года продукция teXet будет доступна покупателям Болгарии, Боснии и Герцеговины, Хорватии, Македонии, а также в странах Балтии и Скандинавии.
Договор с компанией Foxconn, которая является третьим по величине производством в Чехии после компаний Skoda и Siemens, был подписан 13 августа 2013 года, сейчас в Пардубице проходит завершающая стадия подготовки начала производства.
«На сегодняшний день основное производство продуктов teXet сосредоточено на фабриках в Китае, — отмечает г-н Павлов. — В Чехии Foxconn начнет сборку нескольких моделей планшетов, а также будет проводить дополнительный контроль качества всех устройств teXet, поступающих на европейский рынок. Производить в Китае, конечно, дешевле, но вы должны привезти устройство, сертифицировать, заплатить таможенные пошлины, предоставить полную гарантийную и постгарантийную поддержку. Не говоря уже об оплате патентов и изобретений, использованных в устройствах, таких, например, как HDMI, 3G, LTE, Google и пр. Все это Foxconn берет на себя».
К 2016 году г-н Павлов планирует довести продажи планшетов teXet до 0,5 млрд долл. в год. «При средней цене устройства в 50 долл. и охвате 1,5—2% населения Европы это вполне реально», — уверен он.
Г-н Павлов на сегодняшний день по-прежнему остается одним из совладельцев Bookhaus, но 90% своего времени, по его словам, он тратит на продвижение и построение торговой марки teXet в Европе.
В России teXet является одним из основных игроков в сегменте доступных планшетов до 5 тыс. руб., где конкурирует с такими брендами, как Explay и Prestigio. В общем объеме продаж планшетов, по оценкам GFK Group, бренд teXet занимает 4%, но конкуренция именно в бюджетной нише очень высока. Поэтому ставка на проникновение на европейский рынок вполне оправданна, считает представитель компании «Связной» Мария Заикина. По ее данным, в первом полугодии 2013 года по сравнению с аналогичным периодом 2012 года продажи планшетов в России увеличились более чем в три раза, достигнув 2,5 млн штук, или 31 млрд руб.
Комментируя планы teXet Global SE, руководитель направления сотовой связи и цифровых устройств J’son & Partners Consulting Евгений Альминов отмечает, что в России недорогие планшеты в целом популярнее, чем в Европе, где намного сильнее позиции гигантов — Apple и Samsung.
«Сложно судить о перспективах плана «Алкотела» по захвату европейских рынков, но в целом в мире сейчас наблюдается тенденция по существенному увеличению присутствия других производителей в продажах планшетных ПК. При этом для достижения успеха, на наш взгляд, производителю необходимо будет предложить рынку что-либо большее, чем просто невысокую стоимость устройств», — резюмирует г-н Альминов.