Посадка без правил
Пассажиры «Аэрофлота», которые сели в Домодедово и два-четыре часа не могли сойти на землю, оказались в заложниках несговорчивых перевозчиков и аэропортов. Росавиация тщетно просит их принять правила работы при форс-мажоре.
Посадка в грозу
В понедельник вечером из-за грозы пять рейсов «Аэрофлота» — из Стамбула, Рима, Риги, Уфы и Краснодара — приземлились в Домодедово вместо Шереметьево. Однако пассажиры этих рейсов — более 1 тыс. человек — не смогли сразу выйти из самолетов: им пришлось провести там несколько часов, ожидая, пока их примет терминал, сообщил представитель «Аэрофлота».
Пассажир рейса Стамбул — Москва Дарья Хиленкова рассказала РБК, что люди прождали четыре часа на земле, и лишь после этого им сказали, что едет автобус, который повезет их к терминалу. Главный редактор газеты «Ведомости» Татьяна Лысова написала в своем Facebook, что больше двух часов просидела в самолете, который прилетел из Бургаса. По ее словам, на скорой увезли тех, кому стало плохо. Остальным предложили сидеть в самолете и дожидаться отправки в Шереметьево. В итоге людей все же отправили в терминал Домодедово. Правозащитник Павел Чиков сообщил в своем Twitter, что вместе с 230 пассажирами просидел четыре часа в лайнере, прилетевшем из Каунаса. По его словам, трех человек за это время увезла скорая помощь.
В аэропорту не было ограничений на прием воздушных судов или обслуживание пассажиров, пояснил РБК в понедельник представитель Домодедово. В «Аэрофлоте» тогда же утверждали, что задержки были связаны с тем, что таможня заявила, что сначала будет обслуживать обычные рейсы, а уже потом те, что были перенаправлены в Домодедово из-за плохой погоды.
Во вторник представитель Федеральной таможенной службы в Домодедово заявил РБК, что вины службы в задержке пассажиров нет: «Таможенные органы не принимают решений относительно приема воздушных судов в аэропорту», — заявил он. По его словам, таможня не имеет отношения к тому, сколько времени пассажирам вчера пришлось провести на бортах самолетов по прилете.
На вопрос о том, кто может быть виновен в том, что люди провели в самолетах на земле три-четыре часа, он ответил, ссылаясь на информацию авиаузла. Со слов руководства аэропорта Домодедово, «Аэрофлот» продолжительное время ожидал разрешения со стороны органов пограничного контроля, уточнил представитель таможни. После согласования порядка прохождения границы пассажиры пяти рейсов авиакомпании были наконец доставлены в терминал.
Представитель центра общественных связей Федеральной службы безопасности, которой подчиняется пограничная служба, заявил РБК, что не располагает информацией о каких-либо задержках в Домодедово в ночь с понедельника на вторник.
Не договорились
Во вторник представитель «Аэрофлота» сообщил о том, что уже есть жалобы пассажиров на задержку в Домодедово. По его словам, вопросы, как на них реагировать и возможно ли предъявить претензии аэропорту, пока обсуждаются внутри компании.
Регуляторы авиаперевозок — Росавиация и Минтранс — не вводили инструкций, которые давали бы однозначный ответ, как быть в случае, если авиакомпания сажает самолеты, не долетев до точки назначения, и готова высадить пассажиров, а аэропорт их не принимает. В экстренной ситуации, когда из-за плохой погоды в аэропорт прибывают внеплановые самолеты, все наземные службы, таможня и пограничники должны согласованно определить очередность приема пассажиров, говорит чиновник одного из профильных ведомств. Ситуации, как с клиентами «Аэрофлота», которые не могли сойти с самолета, происходят из-за плохой координации наземных и специальных служб, добавляет он.
Официальный представитель Росавиации сообщил РБК, что служба неоднократно рекомендовала аэропортовым службам и перевозчикам разработать инструкцию по взаимодействию во время форс-мажора, чтобы пассажиры не становились заложниками погодных условий. Федеральное агентство несколько раз собирало совещания с участием аэропортов и авиакомпаний, в том числе в этом году, но до сих пор порядок взаимодействия так и не разработан, говорит он.