Тарифы не пройдут!
Власти Армении пошли на уступки протестующим против повышения тарифов на электроэнергию, одновременно пригрозив очистить улицы от манифестантов.
Победа или уступка
Президент Серж Саргсян в субботу предложил компромисс уже больше недели протестующим на проспекте Маршала Баграмяна в центре Еревана. Он объявил, что считает неправильным отменять повышение тарифов, но до окончания аудита компании «Электрические сети Армении» (ЭСА) правительство будет компенсировать разницу между старой и новой ставками из бюджета. Соглашение об аудите ЭСА было достигнуто после того, как переговоры с Саргсяном провел министр транспорта России Максим Соколов — энергетическая компания принадлежит российскому ОАО «Интер РАО». Если аудит покажет неправомерность требований ЭСА, президент не исключил национализации компании.
В субботу вечером предложения Саргсяна некоторые из протестующих восприняли как победу. Но были и недовольные: они призвали не расходиться, поскольку повышение тарифов не отменено, а предложение президента будет означать трату денег бюджета, то есть средств тех же налогоплательщиков, против чего люди и выходили на улицы. Не была прояснена и судьба тех, кто был задержан 23 июня во время разгона палаточного городка, объясняли в ночь на воскресенье участники митинга корреспонденту РБК. Это не полная победа, а успех в сражении, и после такого сражения люди обычно берут время, чтобы отдохнуть и просчитать дальнейшие действия, заявил Российско-армянскому информагентству представитель инициативы «Нет грабежу» Вагинак Шушанян.
Начальник полиции Еревана Валерий Осипян заявил, что протестующие добились своего, и призвал их разойтись или вернуться на площадь Свободы. После 23:00 (полночь по Москве) в воскресенье полиция намерена восстановить порядок в центре города и разблокировать проспект Баграмяна, заявил он, хотя еще накануне полицейские говорили протестующим, что не пойдут на силовые меры и дадут «отпраздновать победу». К вечеру воскресенья к перегороженному манифестантами участку проспекта Баграмяна подтянулись водометы и дополнительные силы полиции.
Сначала власти решили, что можно разогнать молодежь, но, увидев, что это может привести к большим осложнениям, взяли паузу, говорит Манвел Саркисян из Армянского центра национальных и стратегических исследований. Масштабы протеста слишком велики, поэтому власть пошла на компромисс, однако уступки таковы, что могут быть легко переиграны, считает эксперт.
Новая реальность
Протесты на проспекте Баграмяна показывают, что в общественно-политической жизни Армении появился новый фактор — протестная молодежь, не ассоциирующая себя с традиционными оппозиционными силами, констатирует Манвел Саркисян. Похожие формы давление снизу принимало и в 1988 году, в период Карабахского конфликта, молодежь сейчас переняла тот опыт, рассуждает эксперт.
Схожие акции гражданского неповиновения прошли еще в 2012 году, год спустя после массовых протестных митингов, организованных оппозиционным Армянским национальным конгрессом (АНК). Молодежным активистам, среди которых был и один из организаторов группы «Нет грабежу», Макс Саркисян, удалось добиться отмены решения о повышении тарифов на наземный транспорт в Ереване.
По словам Манвела Саркисяна, угрозу в этих движениях видят все традиционные участники политической жизни, в том числе оппозиционные партии, включая АНК. Участники акции сами были против участия в ней политиков. У них есть возможность бороться в парламенте, объяснял Макс Саркисян.
Подобного рода движения гражданских активистов требуют от правительства и правящих сил использовать ресурс для налаживания диалога с ними, говорит РБК политолог Александр Маркаров. Активисты этого движения, если сами не захотят создать политическую силу, могут серьезно повлиять на расклады в следующий электоральный цикл 2017 года, особенно если учитывать, что оппозиционное поле маргинализировано, говорит Маркаров.