Перейти к основному контенту
Общество ,  
0 

Позвонил и выбросил

Фото: ТАСС
Фото: ТАСС

Аналитики подсчитали, что в 2014 году операторы связи «списали» около 110 млн сим-карт. Этому способствовали массовые маркетинговые акции, не очень выгодные тарифы при поездках по России и поток трудовых мигрантов.

​В 2014 году в России было продано 112 млн сим-карт, при этом совокупная абонентская база российских операторов выросла всего на 2 млн, следует из расчетов агентства AC&M-Consulting. Получается, что в прошлом году около 110 млн сим-карт через некоторое время после активации клиенты «забросили» (операторы прекращают учитывать сим-карту, если она не активна в течение трех месяцев).

Статистика по операторам «большой тройки» выглядит чуть позитивнее общерыночной. В прошлом году МТС, «МегаФон» и «ВымпелКом» продали около 104 млн сим-карт, прирост составил 7,5 млн абонентов. На совокупных данных по рынку сказалось, в частности, «падение» базы абонентов Tele2, связанное с периодом слияния активов с «Ростелекомом» и в целом реорганизацией компании: за прошлый год Tele2 потерял 3,4 млн абонентов (на конец 2014 года их было 38,5 млн).

Аналитик AC&M-Consulting Михаил Алексеев уверяет, что реальный прирост абонентской базы происходил только до 2006 года. В частности, за 2005-й операторы «большой тройки» продали 70 млн сим-карт, а совокупная база абонентов выросла на 44 млн. С 2006–2007 годов, когда почти все население России обзавелось мобильной связью, началось исключительно перетекание абонентов от оператора к оператору, объясняет Алексеев.

Последние три года совокупная абонентская база остается почти неизменной — около 240 млн активных сим-карт. РБК опросил экспертов и участников рынка и выяснил, почему в России ежегодно продаются десятки миллионов «мусорных» сим-карт.

Некуда расти

Обеспеченность россиян сим-картами, по статистике AC&M-Consulting, по итогам первого квартала 2015 года превышает 167%, то есть на одного жителя России в среднем приходится почти 1,7 «симки». Возможностей для органического роста абонентской базы у сотовых операторов больше нет, уверен генеральный директор «ТМТ консалтинг» Константин Анкилов. «Поэтому в условиях высокой конкуренции операторы постоянно проводят различные акции. Зачастую вместе с ретейлерами они пытаются различными способами навязать свои сим-карты. Но в ходе таких акций привлекаются люди, у которых сим-карта уже есть. Лояльность абонента, который берет вторую или третью «симку», крайне низкая», — пояснил Анкилов.

Одноразовые пользователи

По статистике AC&M-Consulting, как минимум каждая пятая сим-карта в России одноразовая. Основная масса проданных сим-карт идет на замену, когда люди вместо смены тарифного плана или номера покупают новые контракты, утверждает директор по региональному маркетингу «ВымпелКома» Алексей Никитин. Более того, существует немало абонентов, которые постоянно «перетекают» от оператора к оператору, напоминает Белов. Также есть целый пласт пользователей, которые приобретают сим-карты «под случай»: люди не хотят публично «светить» основной номер и покупают «симку».

Весомый вклад в перенасыщение рынка «симками» вносят мигранты, которые приезжают в Россию на временные заработки. Алексей Никитин из «ВымпелКома» указывает на то, что мигранты приобретают сим-карты перед началом трудового сезона, а по окончании работ прекращают ими пользоваться. «Эти номера уходят в отток еще до конца года», — объясняет Никитин. Долю таких абонентов в общем «потерянных» «симок» эксперт оценить не смог.

Аналитик «Уралсиб» Константин Белов утверждает, что значительную долю «исчезающих» абонентов составляют отпускники. «Обычная вещь: человек приезжает в отпуск и в целях экономии покупает местную сим-карту, а потом, естественно, от нее избавляется за ненадобностью, — утверждает Белов. — Дело в том, что в России существует национальный роуминг, которого практически нигде в мире больше нет. Плюс в Европе сим-карта приобретается чаще всего вместе с устройством и к нему привязана, а у нас сим-карты отдельно, устройства отдельно».

Отток увеличивает растущий рынок «вторых и третьих сим-карт», указывает Константин Анкилов. С одной стороны, у россиян все чаще появляются вторые телефоны: по данным J’son & Partners Consulting, в 2014 году в России было продано 43 млн мобильных телефонов, из которых 26 млн устройств — смартфоны. Только число проданных смартфонов за прошлый год выросло на 47%. Кроме того, все чаще пользователи приобретают сим-карты не для телефонов, а для других устройств — планшетов, мобильных роутеров и др., для которых требуются сим-карты формата 3G/4G. «Человек покупает подобную «симку», а потом понимает, что почти во всех общественных местах уже есть Wi-Fi, а значит, выходить в интернет можно и без мобильной «симки», и из экономии прекращает пополнять счет», — говорит Анкилов.

Выгодоприобретатели

По словам Михаила Алексеева, высокая текучесть базы выгодна непрямым каналам дистрибуции — розничным сетям и другим партнерам сотовых операторов, поскольку они получают комиссии и премии от продажи пакетов подключений: размер вознаграждения, по оценке Алексеева, исчисляется «десятками миллионов долларов в год». Только в «Связном» по итогам 2014 года было продано около 10 млн сим-карт, причем тотальная доля подключений пришлась на МТС и «Связной Мобайл» (виртуальный оператор, созданный МТС специально для «Связного»)  — «МегаФон» и «​Билайн» практически не сотрудничали в прошлом году с сетью. «Тот из операторов, кто первым возьмется за «сдувание пены» (распространение заведомо недолговечных сим-карт), рискует ухудшить краткосрочные финансовые показатели по выручке и рентабельности. И вряд ли кто-либо из менеджмента «большой тройки» пойдет на такой шаг», — уверен Алексеев.

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 27 апреля
EUR ЦБ: 98,72 (+0,01)
Инвестиции, 26 апр, 16:31
Курс доллара на 27 апреля
USD ЦБ: 92,01 (-0,12)
Инвестиции, 26 апр, 16:31
Столкновения в Тбилиси из-за закона об иноагентах. Видео Политика, 21:30
Мать погибшего инвалида в «Крокусе» получит выплату Общество, 21:24
Daily Mail узнала о переговорах «Спартака» с бывшим главным тренером МЮ Спорт, 21:17
Площадь пожара в Бурятии выросла до 10 тыс. кв. м Общество, 21:01
Эстония пообещала не депортировать украинцев призывного возраста Политика, 20:59
В Тбилиси начались задержания на митинге против закона об иноагентах Политика, 20:51
РФС указал на ошибки судьи в дерби ЦСКА — «Спартак» Спорт, 20:34
Онлайн-курс Digiital MBA от РБК
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
В Белом доме не стали подтверждать уничтожение ракеты ATACMS над Крымом Политика, 20:26
Казанский «Зенит» в 12-й раз выиграл чемпионат России по волейболу Спорт, 20:23
Мангальная зона на даче: из чего строить и как оформить Недвижимость, 20:21
Нетаньяху пообещал провести операцию в Рафахе с перемирием или без Политика, 19:52
Хачанов проиграл второй ракетке мира на «Мастерсе» в Мадриде Спорт, 19:36
Столтенберг заявил о подорванном доверии Украины к НАТО Политика, 19:35
Один человек погиб в результате пожара от атаки дрона в Курской области Политика, 19:26