ЦППК садится в собственный вагон
Гендиректор Центральной пригородной пассажирской компании (ЦППК) Михаил Хромов покажет пример всем другим операторам электричек, начав закупать собственный подвижной состав. Уже к сентябрю возглавляемая им компания получит первые четыре поезда, которые будут ездить из Москвы в Рязань и Калугу. По самым скромным подсчетам, компания рассчитывает приобрести 53 поезда, а в перспективе — 338 составов общей стоимостью 165 млрд руб.
Как стало известно РБК daily, ЦППК заключила контракт с Демиховским машиностроительным заводом (входит в «Трансмашхолдинг») на покупку четырех электропоездов повышенной комфортности ЭД4М. Цена сделки составила 1,6 млрд руб., которые компания найдет в собственном бюджете. Каждый поезд будет сформирован из 12 вагонов с салонами, оснащенными системами видеонаблюдения, кондиционирования воздуха, а также туалетами.
В ЦППК отмечают, что «первые поезда поступят на линию в конце 2013 года и будут работать в составе межобластных экспрессов на маршрутах Москва — Рязань и Москва — Калуга». По словам гендиректора ЦППК Михаила Хромова, оператор и в дальнейшем намерен расширять собственный парк. Планируемый объем закупок в ЦППК уточнить не смогли, сообщив, что этот вопрос будет обсуждаться ближе к следующему году на совете директоров компании.
Это первый случай, когда пригородная компания (всего 73 региона обслуживают 26 ППК) приобретает собственный подвижной состав. Как правило, операторы арендуют поезда у РЖД. К примеру, под управлением ЦППК находится свыше 400 электричек монополии.
Ранее представители перевозчика признались, что часть парка устарела, а у РЖД нет средств на закупку новых электричек. ЦППК решила самостоятельно приобрести 53 поезда у Демиховского машзавода. К такому решению ЦППК подтолкнула и достигнутая с правительствами Москвы и Подмосковья договоренность, по которой власти будут развивать инфраструктуру, а оператор — эксплуатировать новые пути, при условии закупки собственного подвижного состава.
Источник на рынке, осведомленный относительно планов ЦППК, утверждает, что всего, по подсчетам оператора, до 2028 года компании потребуется приобрести 338 поездов на общую сумму 165 млрд руб. Однако основная загвоздка — в вопросе финансирования.
Для того чтобы приобретать хотя бы около 20 поездов в год, перевозчику придется вкладывать 8—10 млрд руб. Собственных денег в таком объеме у компании нет (по итогам 2012 года выручка ЦППК составила 27 млрд руб., чистая прибыль — 3,7 млрд руб.). Более того, если государство, как и задумывало, перестанет субсидировать пригородные перевозки, ЦППК даже не сможет выйти на безубыточный уровень.
Андрей Рожков из «Метрополя» считает, что для дальнейшей закупки подвижного состава ЦППК, скорее всего, будет привлекать кредиты у госбанков или просить субсидии у государства. Кроме того, компания может попросить скорректировать тарифы в свою пользу, однако это маловероятно, добавляет аналитик.