Заигрался в миллиардера
В свои 36 лет Ёсикадзу Танака уже успел получить титул самого молодого миллиардера Японии, заработав на играх для мобильных телефонов около 4 млрд долл. Однако из-за революции на рынке мобильных устройств и роста конкуренции деньги сейчас утекают из рук предпринимателя с той же скоростью, с какой он их зарабатывал.
Увлечение молодого предпринимателя Ёсикадзу Танаки информационными технологиями переросло в дело всей жизни. Начав работу над социально-игровой сетью Gree в 2003 году, уже к концу 2008 года он стал долларовым миллиардером за счет проведения IPO своей империи, разрабатывающей игры для мобильных телефонов. Владеющий контрольным пакетом Gree, Ёсикадзу Танака остается сейчас самым молодым миллиардером страны и вторым в мире среди тех, кто сделал свое состояние самостоятельно (первое место, по версии Forbes, занимает основатель Facebook Марк Цукерберг). Танака также самый молодой основатель компании, чьи бумаги находятся в первом котировальном списке Токийской фондовой биржи. Примечательно, что подобных успехов Ёсикадзу Танака добился без соответствующего образования — он получил степень бакалавра юриспруденции в Университете Нихон, а затем успел поработать в интернет-подразделении Sony и онлайн-ритейлере Rakuten, чей президент, Хироси Макитани, является вторым самым молодым миллиардером Японии (5,6 млрд долл.).
За четыре года торгов бумагами Gree Ёсикадзу Танаке удалось увеличить свое состояние почти в четыре раза, пишет Bloomberg, В наилучшие моменты в конце 2011 года его доля оценивалась в 4 млрд долл. Однако революция на мобильном рынке — появление смартфонов наподобие iPhone — внесла свои коррективы в некогда выгодный бизнес. Так и не сумев перестроиться под новые платформы, Gree, делающая до 60% выручки на приложениях к уже морально устаревшим телефонам, стала стремительно терять клиентов. Сегодня состояние Ёсикадзу Танаки уже сократилось до 1,4 млрд долл. и, судя по неудовлетворительным финансовым показателям Gree, продолжит таять в ближайшие годы. «Gree входит в число софтверных компаний, вызывающих наибольшее беспокойство. Японский рынок игр уже насыщен, и говорить о хоть каком-либо расширении базы подписчиков здесь уже не приходится», — считает аналитик Cantor Fitzgerald Наоси Нема. Сейчас на японском рынке игр для мобильных телефонов присутствует как минимум девять крупных разработчиков.
По мнению аналитика BGC Partners Амира Анварзаде, Gree оказалась одной из главных жертв резкого роста рынка смартфонов в Японии. Так, на сегодняшний день пользователи смартфонов составляют 31% от всех мобильных абонентов, хотя еще пару лет назад их доля не превышала 3%, подсчитали в MM Research Institute. По их мнению, эта пропорция может к 2015 году вырасти до 58%, а к 2016 году — до 65%. Аналогичными темпами в Японии развивается и рынок мобильных игр — за прошлый год он увеличился на 37%, до показателя в 3,925 млрд долл. В текущем году, считают в Yano Research, он может вырасти еще на 10%. Однако даже при растущем рынке прибыль Gree долгое время стагнировала и в итоге упала по результатам прошлого финансового года. Компания заработала всего 311 млн долл., что на 35% ниже показателя годом ранее.
Несмотря на череду неудач, молодой миллиардер не оставляет попыток остановить спад в бизнесе, активно приобретая небольшие студии по разработке игрового софта. Так, с 2009 года Gree приобрела уже 17 конкурентов, включая социальную платформу для iOS и Android OpenFeint, которая используется во многих играх. Еще одной многообещающей попыткой Gree стало заключение партнерского соглашения с Yahoo Japan — крупнейшим веб-порталом в стране. Помимо этого, Gree сейчас активно сотрудничает с компанией Namco Bandai (создатель Pac-Man), легендарной студией Toei Animation и телекомпанией TV Tokyo Holdings.