Словения станет следующей
Следующим кандидатом на принудительную помощь ЕС может стать Словения, полагают аналитики Capital Economics. В банковском секторе страны увеличилась доля невозвратных кредитов, а расходы правительства на рекапитализацию финансовых институтов оцениваются уже в 3% ВВП страны.
Банковский сектор Словении не так раздут по отношению к ВВП, как у Кипра (144 против 716% соответственно), однако объем плохих долгов в последнее время достиг 15% в целом по стране и 20% в трех крупнейших банках (включая Nova Ljubljanska Banka), отмечают аналитики Capital Economics. Ситуация в ближайшей перспективе будет ухудшаться: по прогнозам, ВВП страны по итогам этого года упадет как минимум на 2%. Ранее МВФ подсчитал, что правительству необходимо не менее 1 млрд евро (3% от ВВП) на рекапитализацию банковской системы и еще 3 млрд евро дополнительного финансирования в целом.
Для инвесторов проблемы Словении и ее банковского сектора не стали неожиданностью. За последние две недели доходность десятилетних облигаций страны со сроком погашения в 2022 году выросла с 4,5 до 6,3%, стоимость кредитно-дефолтных свопов в среду увеличилась на 49 пунктов, до 327 пунктов (наивысший показатель за последние пять месяцев), согласно Bloomberg.
«Развитие ситуации на Кипре вызвало опасения, что Словении в ближайшие месяцы придется бороться за доступ на европейский долговой рынок, так как она будет стремиться к рекапитализации банковского сектора <…> что увеличит риски списаний по депозитам», — отметил ведущий экономист UniCredit в Лондоне Гиллиан Эджворс.
Словенский государственный Nova Ljubljanska Banka, крупнейший кредитный институт в стране, завершил 2012 год с убытками в 275 млн евро, а другой крупный игрок на рынке — Nova Kreditna Banka Maribor — потерял 205 млн евро. При этом акции Nova Kreditna Banka за последние десять дней упали на 40%. Moody’s в начале недели понизило долгосрочный рейтинг по депозитам этого банка с B3 до Caa2 с негативным прогнозом.
Вместе с тем, по мнению экспертов, власти ЕС сначала дадут Словении возможность самостоятельно предпринять попытку по сбору средств и только в случае ее провала будут навязывать свою помощь по кипрскому сценарию. Внешний долг Словении не так уж велик — 48% ВВП. Однако с учетом того, что многие инвесторы теперь не станут вкладываться в экономику страны, которой угрожает дефолт, правительству придется искать внутренние резервы — не менее 10% от ВВП, полагают в Capital Economics.
Власти самой Словении пока отвергают разговоры о какой-либо помощи со стороны ЕС. «Наша банковская система стабильна и безопасна. Сравнение с Кипром неуместно. Депозиты в сохранности, и правительство гарантирует их сохранность», — цитирует Bloomberg заявление премьер-министра Словении Аленки Братушек. Впрочем, слова г-жи Братушек вряд ли успокоят инвесторов. Глава Еврогруппы Йерун Дейсселблум ранее призвал страны с непомерно раздутым финансовым сектором «навести порядок» в банковском секторе. Кроме того, в интервью The Financial Times чиновник заявил, что спасение Кипра станет моделью для других бэйлаутов в еврозоне.
По мнению Capital Economics, Словения самый вероятный, но не единственный кандидат на подобную помощь со стороны европейских соседей. Аналитики отмечают, что серьезные проблемы имеются в банковских секторах Люксембурга и Мальты.