Перейти к основному контенту
Общество ,  
0 

Мень снимет позолоту с российских дорог

Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

В 2010 году Счетная палата выявила нецелевое расходование средств при строительстве окружной дороги в обход города Иваново. Госаудиторы обратили внимание, что на выкуп земли под трассу было потрачено почти 40% от всей стоимости объекта. Чтобы впредь избежать таких растрат, Минстрой, возглавляемый бывшим ивановским губернатором Михаилом Менем, предлагает разрешить государству выкупать земли под строительство дорог и прокладку инженерных сетей не по рыночной стоимости, как сейчас, а по средней цене участка за последние десять лет. Это позволит в несколько раз сократить расходы бюджета, уверены в ведомстве.

Как рассказал РБК daily источник в Министерстве строитель­ства и ЖКХ, сейчас разрабатывается законопроект о новом порядке выкупа земли для государственных нужд. Речь идет в первую очередь о земле под строительство линейных объектов: автомобильных дорог, железнодорожных линий, газопроводов, линий электропередачи.

«Сегодня доля выкупа земли под капитальное строительство подобных объектов по рыночной цене для государства может доходить до 40% от стоимости всего объекта, — отмечает источник в ведомстве. — При этом собственник платит налог исключительно с кадастровой стоимости участка, а не с рыночной».

По словам источника в правительстве Ивановской области, при действующем положении возможны спекуляции на цене земли, когда предприниматель скупает все земли, где запланировано строительство, и пытается их продать государству по завышенной цене. Так, перед тем как государство планировало выкупать земли под окружную дорогу в обход Иванова, сельхозземли на этих участках скупил у крестьян местный бизнесмен, возможно, имевший сведения о планах по строитель­ству там новой трассы.

На выкуп участков у него государству пришлось потратить гораздо большую сумму, чем планировалось изначально (разницу источник не называет). В итоге около 40% от всей стоимости работ по объекту ушло только на один выкуп участков. В том числе из-за случившихся непредвиденных трат дорога до сих пор не построена.

Чтобы таких спекуляций избежать впредь, министерство предлагает дать право собственнику в одностороннем порядке декларировать стоимость участка в налоговые органы. С этой задекларированной суммы собственник будет платить налог. Стоимость же выкупа земли будет составлять среднюю цену участка за последние десять лет.

«Допустим, владелец участка предполагает, что на его земле может быть построена новая дорога, — поясняет источник в Минстрое. — Тогда он приходит в налоговый орган и говорит, скажем, что этот участок дорог моему сердцу и я считаю, что его цена гораздо выше. То есть он может завышать его стоимость, надеясь получить потом больше за выкуп, но при этом будет платить с этой завышенной стоимости налог. Чем больше завысит — тем больше будет платить».

Если инициатива будет поддержана, считают в ведомстве, государство сможет в разы сократить затраты на выкуп земли, а сэкономленные средства направить на капитальное строительство, не используя при этом дополнительных бюджетных средств. По оценкам экспертов, опрошенных министерством, средняя цена на выкуп земель под строительство линейных объектов может снизиться с 40% от общей стоимости реализации объекта до 10% от той же суммы.

Предполагается, что письменное уведомление о выкупе участка будет приходить собственнику за год. Однако на деле он будет узнавать об этом где-то за 1,5—2 года, когда в СМИ будет появляться информация о планах строительства.

«Земельный налог сейчас составляет от 0,3 до 1,5% от кадастровой стоимости, — говорит руководитель отдела налоговой практики компании Sameta Андрей Панфилов. — Поэтому инициатива Минстроя, скорее всего, не будет сдерживать недобросовестных перекупщиков, которые просто учтут дополнительные расходы на земельный налог в «рыночной цене», которая будет искусственно сформирована. Более эффективным выглядит установление специальных правил оценки участков, подлежащих выкупу, — оценка должна проводиться с допущением, что о будущем строительстве ничего не известно».

«На Западе люди не возмущаются, когда земли под прокладку трассы у них покупают по цене ниже рыночной, — считает директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин. — Там считают, что это нормально, когда приходится поступиться личными интересами в пользу государства и общества. Хорошо, что мы наконец к этому тоже приходим. Главное, чтобы об изъятии земель сообщалось в достаточный срок».

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 3 мая
EUR ЦБ: 98,64 (+0,62)
Инвестиции, 02 мая, 16:32
Курс доллара на 3 мая
USD ЦБ: 92,05 (+0,27)
Инвестиции, 02 мая, 16:32
«Торонто» обыграл «Бостон» и сравнял счет в серии плей-офф НХЛ Спорт, 09:04
Как прошло IPO МТС Банка и что будет с его акциями Pro, 09:03
Внук лидера КПРФ опроверг свою госпитализацию Общество, 08:56
FT узнала, кто в G20 выступил против конфискации активов России Экономика, 08:48
С низов до столичной жизни: как нейросети сочиняют песни и пишут музыку Pro, 08:46
Директор от России в МВФ допустил замену доллара единой валютой БРИКС Финансы, 08:39
«Блеск люкса тускнеет». Почему кризис повлиял на сегмент роскоши Pro, 08:25
Тайм-менеджмент: как больше успевать
За 5 дней вы пересмотрите свой подход к планированию и научитесь разным инструментам тайм-менеджмента
Подробнее
Промышленный объект получил повреждения в Николаевской области Политика, 08:18
Каким работникам ни за что нельзя носить форму — The Economist Pro, 08:05
В белгородском селе мужчина пострадал при ударе дрона по автобусу Политика, 08:03
Суд изъял у структуры Потанина участок в Подмосковье по иску Рослесхоза Бизнес, 08:00
«Ъ» узнал, кто возглавит правительство Запорожской области Политика, 07:59
Над Крымом и Белгородской областью за ночь сбили шесть дронов Политика, 07:49
Военная операция на Украине. Онлайн Политика, 07:40