Погода бьет по карману
Неожиданное изменение привычных климатических условий, например резкое похолодание или потепление, зачастую оборачивается для бизнеса более крупными убытками, чем от самых серьезных природных катаклизмов. Годовой ущерб компаний ЕС от подобных капризов погоды превышает 400 млрд евро, свидетельствует доклад Allianz Global Corporate & Specialty (AGCS). Убытки же фирм от всех наводнений и землетрясений в 2012 году составили лишь 126 млрд евро.
Для бизнеса серьезные природные катаклизмы не так чувствительны, как нежданная оттепель в декабре (теплые вещи залеживаются на полках магазинов) или холодное дождливое лето (резко падает спрос на пиво, прохладительные напитки и мороженое), цитирует аналитиков AGCS немецкая Die Welt. Например, провал прошлогодней рождественской торговли 400 тыс. немецких компаний потребительского сектора в первую очередь связан именно с погодой — слишком теплой зимой. В декабре 2012 года выручка розничной торговли ФРГ оказалась на 4,7% ниже, чем за тот же период предыдущего года. Среди других отраслей немецкой экономики, доходы которых сильно зависят от погоды, эксперты назвали строительную индустрию, туризм, энергетику и транспорт.
В США от погоды — прямо или косвенно — зависит треть ВВП страны (примерно 5,7 трлн долл.). Например, ежегодные потери от задержки поставок только грузовым автотранспортом составляют в Америке не менее 3,2 млрд долл. Европейские компании, в отличие от американских коллег, до сих пор недооценивают значение погодного риск-менеджмента и до конца не понимают зависимость интенсивности своей выручки от погодных условий, считают аналитики AGCS.
«К снижению прибыли и выручки приводит необязательно природная катастрофа — наводнение, смерч или тайфун, но даже необычная для данного времени погода становится причиной падения доходов», — напоминают авторы доклада AGCS. В современных условиях можно измерить практически любой параметр природного явления — не только силу ветра, температуру воздуха или воды, но и интенсивность дождей, солнечного света или снегопада. Поэтому на базе анализа погодных рисков, например последнего десятилетия, страховщики все чаще предлагают продукты, которые гарантируют страховые выплаты, если аномальная погода нанесла ущерб бизнесу клиентов.
Наибольшее распространение получили сделки по страхованию энергетических компаний, у которых существуют сезонные риски, связанные с подачей электроэнергии в жилой и промышленный секторы. Кроме того, автоконцерны страхуют покупателей кабриолетов, гарантируя им определенное количество солнечных или просто дней без дождя, когда те смогут в полной мере наслаждаться своей покупкой.
Застраховать свои погодные риски имеют возможность и операторы ветряных электростанций. Скажем, страховка от падения их доходов на 25% из-за отсутствия ветра обойдется такой компании примерно в 1,0—1,5% ее годовой выручки. При этом чем на более длительный срок заключается договор, тем ниже страховая премия. Как пишет Die Welt, в Америке страхование погодных рисков уже получило широкое распространение, став обычной частью общего риск-менеджмента компаний, но в Великобритании и других крупных странах Европы этот рынок только-только начинает развиваться.