«Яндекс» заработал на сервисах
Выручка «Яндекса» по итогам третьего квартала оказалась выше ожиданий аналитиков. При этом прибыль компании упала из-за маркетинговых расходов, а также из-за роста расходов на зарплаты и аренду московского офиса.
Лучше прогноза
Выручка «Яндекса» в третьем квартале 2015 года выросла на 18%, до 15,4 млрд руб., скорректированная чистая прибыль компании сократилась на 10%, до 3,5 млрд руб. Компания объясняет снижение прибыли расходами на рекламные кампании своих сервисов — «Яндекс.Браузера» и перезапущенного в сентябре портала Auto.ru, а также расходами на зарплаты сотрудников и аренду офиса, которую компания платит в долларах.
Результаты «Яндекса» оказались выше консенсус-прогноза аналитиков, опрошенных Интерфаксом, которые ожидали роста прибыли на 13,3% и падения скорректированной чистой прибыли компании на 15,9%.
Компания повысила прогноз по выручке на 2015 год до 14–16%, тогда как во втором квартале «Яндекс» ожидал роста рублевых доходов на уровне 11–13%.
Инвесторы позитивно отреагировали на отчетность компании, считают аналитики UBS: «Яндекс» первой среди российских компаний технологического сектора повышает годовой прогноз после начала макроэкономической нестабильности в России. Котировки «Яндекса» на Московской бирже после объявления результатов выросли на 8,6% (по состоянию на 14:30 мск) к закрытию 26 октября. Торги по бумагам «Яндекса» на американской бирже NASDAQ накануне закрылись ростом на 6,3% по сравнению с ценой закрытия 23 октября — до $14,05 за акцию, капитализация компании приблизилась к $4,5 млрд.
Что приросло
Значительный рост по итогам квартала показала нерекламная выручка «Яндекса» — на 156%, до 371 млн руб., в которой отражена нерекламная выручка, получаемая компанией за счет сервисов «Яндекс.Такси», платных подписок на «Яндекс.Музыку» и других. Компания не раскрывает, как распределяются доходы внутри этой группы, однако ранее «Яндекс» заявлял, что большая часть приходится на «Яндекс.Такси».
Значительная доля выручки компании по-прежнему приходится на контекстную рекламу: в третьем квартале на нее пришлось 92% выручки компании, она выросла на 18%, до 14,2 млрд руб.
Чистая прибыль компании по итогам квартала сократилась на 2%, до 4,3 млрд руб. По словам пресс-секретаря «Яндекса» Аси Мелкумовой, это «бумажное» падение, которое обусловлено изменением курса рубля к доллару. Чтобы оценить реальные успехи бизнеса компании, инвесторы смотрят на показатель скорректированной чистой прибыли, который очищен от влияния «бумажных», в том числе валютного, факторов, говорит Мелкумова. При этом по итогам девяти месяцев чистая прибыль «Яндекса» сократилась на 28%, а скорректированный показатель — на 13%. Выручка компании с января по сентябрь этого года выросла на 16%, до 41,7 млрд руб.
«В третьем квартале у нас превосходные результаты по всем направлениям, — приводятся в сообщении слова руководителя группы компаний «Яндекса» Аркадия Воложа. Он отметил, что «Яндексу» удалось стабилизировать свою долю на рынке российского поиска: в течение квартала она составила 57,1%, по данным Liveinternet (по сравнению с июньским 56,7%), а также что компании удалось добиться «исторического» решения Федеральной антимонопольной службы России, которая признала компанию Google нарушителем в ограничении конкуренции на мобильной платформе Android, которая была в том числе направлена против «Яндекса».
Улучшение позиции на рынке поиска «Яндекс» связывает с ростом популярности своего «Яндекс.Браузера» на всех платформах, а также с увеличением своего положения на рынке поиска на Android. Также компания ожидает позитивного эффекта для своей позиции на рынке от объявленного сотрудничества с Microsoft: «Яндекс» договорился с компанией, что российский поисковик станет поиском по умолчанию на устройствах Windows 10 в России, Турции, на Украине.