Новый старый председатель
В Москве прошел съезд «Справедливой России», который еще месяц назад обещал быть весьма интригующим: после неудачи Николая Левичева на мэрских выборах поползли слухи о возможных переворотах в партии. Однако накануне съезда стало известно о встрече лидера СР Сергея Миронова с Владимиром Путиным, где была согласована кандидатура нового председателя. Неожиданностью оказалось неизбрание Оксаны Дмитриевой в президиум центрального совета партии.
В Центр международной торговли на Красной Пресне в субботу съехались более 400 справедливороссов со всей страны, чтобы избрать новое руководство партии и послушать отчеты старого. Организаторы решили позаботиться о своих коллегах и показать близость к новым технологиям, установив в зале электронную систему голосования. С ее тестирования и начал съезд председатель Николай Левичев. При всей простоте девайса — пульт с тремя кнопками «за», «против» и «воздержался» — у зала никак не получалось добиться слаженности голосования: после просьбы всем вместе нажать «за» четверо случайно нажали «против», нашлись и воздержавшиеся. Подобная картина получалась три раза подряд. Под смешки из зала Левичев назвал происходящее «ЕГЭ для делегатов» и признался, что это не нанотехнологии.
Далее председатель выступил со своим докладом. Его речь была долгой — около полутора часов анализа выборов последних лет, очередных оценок белоленточного движения, превратившегося в уличную романтику, и участия в нем «Справедливой России». Лишь к середине спича политик подошел к волнующему многих вопросу — реакции на свои провальные результаты на мэрских выборах в Москве.
Он пояснил свое участие тем, что партия не могла проигнорировать эти выборы, как «Гражданская платформа», и что пройти через муниципальный фильтр мог только председатель. Но должного успеха он не получил, так как избиратель социал-демократов проигнорировал день голосования. Другой причиной стал, по его словам, «сговор» между основными конкурентами. «Навальный — кремлевский проект, курируемый спецслужбами и крышуемый правоохранительными органами, — заявил Николай Левичев. — Именно я назвал выборы договорным матчем между Навальным и Собяниным. Сегодня это после публичных признаний, с кем Сергей Семенович согласовывал участие человека с судимостью в выборах, — секрет Полишинеля».
Видимо, предполагая, что не все делегаты справятся на слух с потоком речей, партия наняла художника-шаржиста, который, словно сурдопереводчик, делал зарисовки сказанного Левичевым на специальных досках у сцены. К примеру, слова о деньгах, якобы вложенных Кремлем в Навального, превратились с его легкой руки в мультяшного Алексея, проглотившего значок доллара.
После нескольких формальных процедур слово взял Сергей Миронов. Он предложил упразднить бюро партии и сократить президиум центрального совета партии со 180 до примерно 100 членов. Также он выступил за создание секретарей президиума по направлениям: оргпартработа, выборы, работа с депутатским корпусом. Лидер также вынес на голосование вопрос о лишении председателя палаты депутатов права вето — возможности отменить любое решение, в том числе председателя партии, но не решение съезда. До конца мероприятия эсэры так и не овладели непокорной системой пультов и за изменения устава голосовали по старинке — поднятием мандатов.
После доклада у трибуны Миронова стали сменять представители регионов, чьи выступления объединило желание увидеть на посту председателя Сергея Миронова и критика главы петербуржского отделения партии Оксаны Дмитриевой. Бурю эмоций вызвало и выступление самой Дмитриевой, которая заявила, что люди устали от оппозиции, которая не побеждает, и призвала коллег стать настоящей оппозиционной партией. Она пылко защищала подготовленный «в травле» проект альтернативного бюджета и питерское отделение в целом, но спустя пять минут ее микрофон отключился (делегатов предупреждали об этом, чтобы они соблюдали регламент выступления). Николай Левичев сделал для нее исключение и попросил добавить минуту, но Оксана Дмитриева ушла со сцены, демонстрируя, что ей не нужны послабления от оппонента. Весь зал ей аплодировал.
Депутат Госдумы Илья Пономарев также затронул тему оппозиционности СР. Стоя на трибуне, он достал из кармана пиджака белую ленточку. «Она сохранилась у меня с шестого съезда, когда нам всем их раздавали. С того времени мы заняли прямо противоположное направление», — упрекнул он коллег за смену курса.
Первый день съезда эсэры закончили выдвижением Сергея Миронова на пост председателя. Само голосование они отложили на второй день и сделали этот процесс закрытым от прессы. Как и ожидалось, большинством голосов политика поддержали, и ближайшие два с половиной года он будет руководить «Справедливой Россией». Николай Левичев, вопреки нежеланию части партийцев, занял место председателя палаты депутатов.
А вот Оксану Дмитриеву исключили из руководства «Справедливой России»: по итогам голосования она не вошла в президиум центрального совета партии. Единороссы успели подсуетиться и предложить ей вступить в «Единую Россию», но она отказалась. «К данному предложению (сенатора от Петербурга Вадима Тюльпанова. — РБК daily) нужно относиться как к веселой и доброй шутке и поблагодарить Тюльпанова за комплимент», — сказала Дмитриева журналистам.