Наука из ФАНО
В конце прошлой недели завершился очередной этап реформы науки: правительство утвердило полномочия и главу Федерального агентства научных организаций. Управлять имуществом институтов будет 37-летний замминистра финансов Михаил Котюков, которого собеседники РБК daily характеризуют как здравомыслящего человека, умеющего считать.
В пятницу правительство утвердило положение о новом Федеральном агентстве научных организаций (ФАНО), которое будет управлять госимуществом научных организаций. Как заявила днем ранее замминистра образования и науки Людмила Огородова, если в первом варианте положения о ФАНО имелось в виду, что в сферу его влияния войдут только научные организации РАН, то «теперь не только институты академии, а вообще научные организации России».
Также в ночь с четверга на пятницу стало известно, что возглавлять ФАНО будет 37-летний Михаил Котюков, занимавший до этого пост замглавы Минфина, а еще ранее работавший министром финансов Красноярского края при губернаторе Александре Хлопонине и главой департамента бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки Минфина.
В июле этого года Владимир Путин обещал хотя бы временно назначить на должность главы ФАНО главу РАН Владимира Фортова, однако эта договоренность выполнена не была. «Эту фамилию я слышал, но консультаций не было. Я не знаю этого человека, я знаю, что он способный финансист… Разумеется, я готов с ним работать», — заявил г-н Фортов РИА Новости.
Тем не менее Фортов возглавит комиссию по кадровым вопросам по науке и образованию при президенте, что позволит ему влиять на процесс назначения руководителей научных организаций — в соответствии с законом о РАН, директора научных институтов, переданных в ведение ФАНО, избираются научными коллективами из числа кандидатур, согласованных с президиумом РАН и одобренных комиссией, которую возглавил Фортов. Также он вошел в состав президентского совета по науке и образованию в должности заместителя председателя.
В пятницу Котюков и Фортов встретились с Дмитрием Медведевым. Глава правительства напутствовал главу агентства словами о необходимости «оптимизации управления собственностью соответствующих научных организаций» и «выстраивания более современной экономической модели, по которой работает наша наука», а глава РАН попросил Котюкова звонить ему напрямую, «если возникнут какие-то шероховатости».
«Это человек, способный сформировать четкие ясные правила базового финансового обеспечения научных организаций», — объясняет логику назначения Котюкова на должность источник РБК daily в Минобрнауки. «Объективный человек, который умеет разговаривать языком цифр».
«На мой взгляд, неплохой выбор, хотя науке он и не близок, — рассказал РБК daily коллега Котюкова по Минфину. — В остальном — хорошие управленческие качества, ответственность и т.д. Он сейчас курирует выполнение майских указов. Не самая приятная работа, но с ним работается нормально».
Мэр Красноярска Эдхам Акбулатов, работавший с Котюковым в правительстве края, когда его возглавлял Александр Хлопонин, охарактеризовал нового главу ФАНО как «очень перспективного, очень ответственного, озабоченного самообразованием» работника. «Я с ним работал в администрации города, в дальнейшем я работал с ним в правительстве Красноярского края, могу сказать, что он человек с очень широким кругозором, то есть он видит не только финансовую сторону вопроса. Михаил Михайлович работал одно время заместителем ректора СФУ, поэтому вопросы высшей школы он знает».
Еще одно изменение, которое вызвало недовольство со стороны работников РАН, — отсутствие в новом положении о ФАНО пункта о создании состоящего из ведущих ученых Научно-координационного совета, который должен был согласовывать все ключевые решения о создании и ликвидации институтов, а также изменении направлений исследований. По словам Людмилы Огородовой, совет все-таки будет создан отдельным постановлением правительства.