Следствие раскрыло подробности терактов в столице
По словам прокурора, чтобы проверить эту информацию, была назначена молекулярно-генетическая экспертиза. Сложный анализ показал, что найденные фрагменты останков - а всего их было пять - могли принадлежать А.Ижаеву. Эксперты дают вероятность такой принадлежности - 99,9 процента. Для этой экспертизы мы получили образцы крови, взятые у матери предполагаемого террориста-убийцы. Допросили не только мать и брата, но и знакомых. Выяснилось, что А.Ижаев 28 января выехал из Нальчика в Москву. Прибыл в столицу 30 января. Также стало известно, что А.Ижаев на Северном Кавказе был привлечен к уголовной ответственности и объявлен в розыск.
Касаясь прошлогоднего теракта у гостиницы "Националь", прокурор сообщил, что в результате криминалистической экспертизы получены данные, что террористкой-смертницей могла быть Хедижи Мангериева, 1979 года рождения, уроженка и жительница села Курчалой.
Ее родители по фотографии головы женщины, сделанной после взрыва, опознали свою дочь. У матери были получены образцы крови для молекулярно-генетической экспертизы. Пока эта экспертиза не завершена. Другая экспертиза микрочастиц, сохранившихся на обуви, показала, что в ней ходили в степных и предгорных районах Северного Кавказа, в том числе и в восточных районах Чеченской Республики.
В результате недавнего взрыва у метро "Рижская", по данным А.Зуева, погибла не только террористка-смертница, но и человек, сопровождавший ее. В его функции входило также информирование организаторов или заказчиков об осуществлении теракта. Этим сообщником оказался Николай Самыгин, который скончался от ран через несколько часов после взрыва. Подозрение следователей вызвал тот факт, что длительное время за его телом никто не обращался. Было решено проверить его дактилокарту - отпечатки пальцев. Отпечатки показали, что погибший на самом деле - это Кипкеев Николай Аскерович, 1967 года рождения. Он был дважды судим и объявлен в федеральный розыск за участие в незаконных вооруженных формированиях, посягательство на жизнь сотрудника милиции, незаконное хранение оружия. Следствию удалось с большой долей вероятности установить, что Кипкеев погиб случайно.
В заключение прокурор отметил, что в настоящее время в рамках борьбы с терроризмом в Москве будет создан единый центр, где будет аккумулироваться информация о возможных и готовящихся терактах, источниках финансирования, о каналах приобретения оружия, взрывчатки, местах их тайного хранения, о конспиративных квартирах, базах, где ведут подготовку терактов. Накопление и проверка собранной информации, я уверен, позволит с большей эффективностью предупредить и пресекать теракты на стадии планирования.
Кроме того, по мнению А.Зуева, в будущем особо привлекательными объектами для террористов могут стать московские промышленные и другие стратегически важные предприятия, в том числе и режимные, то есть все, относящиеся к категории повышенной опасности.
При прокурорской проверке нередко обнаруживается, что на таких объектах эксплуатируются морально и технически устаревшие средства защиты, которые не соответствуют уровню опасности. А это напрямую создает опасность проникновения на объекты посторонних. Власти добиваются, чтобы на каждом подобном объекте был обеспечен особый режим безопасности, подкрепленный профессиональной охраной, четким пропускным режимом, системой видеонаблюдения и записи. И здесь ссылка руководителей на отсутствие денег на охрану, по мнению прокурора Москвы, просто не допустима.
Также А.Зуев отметил опасность со стороны незаконных мигрантов, прибывающих в столицу. По его данным, в первом полугодии в Москве по месту пребывания и по месту жительства, то есть официально, зарегистрировали 200 тысяч иностранцев. Из них 170 тысяч из стран СНГ. Но по оценкам специалистов, приезжих на самом деле от 700 тысяч до одного миллиона человек. Москва - крупнейший центр в стране по притяжению миграционных потоков. Это еще больше усугубляет и так непростую криминальную обстановку в городе.
Как отметил А.Зуев, по официальной статистике, каждое второе преступление в столице совершено приезжими. Если точнее - то 47, 7 процента. Многие из этих преступлений связаны с незаконным оборотом оружия и взрывчатки. В частности, Кипкеев, который вел смертницу в метро "Рижская", был зарегистрирован в Московской области. Кроме него по этому адресу оказалось зарегистрировано еще 300 человек. Если, скажем, террористы, захватившие театральный центр на Дубровке, спокойно, через агентство зарегистрировались в Москве, то теперь непосредственно в столице террористы регистрироваться опасаются.