Кремлевские страхи
Чиновники Белого дома и Кремля ограничили себя в использовании публичных почтовых сервисов, но продолжают пользоваться мессенджерами, выяснил РБК. На запрете иностранных сервисов настаивает секретарь Совбеза Николай Патрушев.
«Вопрос для всей России»
Вопрос об использовании зарубежных IT-сервисов Google, Yahoo, WhatsApp российскими чиновниками поднят на самом верху. В среду, 26 августа, на совещании во Владивостоке секретарь Совбеза Николай Патрушев раскритиковал чиновников, которые по работе обращались к этим сервисам. «Это системный вопрос для всей России, но на Дальнем Востоке он стоит особенно остро», — заметил он. Использование иностранных сервисов вредит защищенности государственных и муниципальных информационных систем, считает бывший директор ФСБ.
Слова Патрушева развили депутаты Госдумы. Вице-спикер нижней палаты эсэр Николай Левичев в тот же день в эфире «России 24» заговорил о необходимости запретить госслужащим использовать зарубежные компьютерные программы и приложения не только на работе, но и на личных электронных устройствах. А член комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции единоросс Илья Костунов предложил еще и ввести санкции за использование продукции Google, WhatsApp и других подобных сервисов.
Сейчас на законодательном уровне препятствий для использования зарубежных мессенджеров или почтовых сервисов у российских официальных лиц нет. Поправки, которые в декабре прошлого года внесла в закон об информации Госдума, обязывают госорганы и органы местного управления использовать «программно-технические средства и средства защиты информации», которые бы размещались на территории страны. Как следует из пояснительной записки и положений самого документа, речь идет о сайтах государственных органов — у многих, как утверждают разработчики поправок, хостинг оказался на иностранных серверах.
Тем не менее ограничения на использование общедоступных IT-продуктов в органах власти есть.
Почту нельзя
Близкий к администрации президента собеседник РБК говорит, что многие чиновники и сотрудники работающих с властями организаций закрыли свои почтовые ящики — как российские, так и иностранные — после нескольких публикаций в блоге «Шалтай-Болтай». Это произошло не по письменной директиве, а по негласной рекомендации руководства. Жертвами хакеров из Anonymous International в 2014–2015 годах стали, в частности, вице-премьер Аркадий Дворкович, секретариат первого вице-премьера Игоря Шувалова, глава Роскомнадзора Александр Жаров и др.
Для чиновников Кремля проводилась учеба, там в том числе говорилось о нежелательности использования Gmail, говорит собеседник, близкий к администрации: «Документы для служебного пользования пересылаются по внутренней сети — для этого у чиновников стоят отдельные компьютеры. По обычному компьютеру письма можно пересылать с использованием домена gov.ru».
«После того как «Шалтай-Болтай» всех взломал, было распоряжение [руководителя аппарата правительства Сергея] Приходько о том, чтобы мы не пользовались внешними почтовыми ящиками, а все ящики, на которые отправляем письма вне расширения gov, согласовывали с Федеральной службой охраны», — говорит РБК чиновник аппарата правительства. По его словам, это распоряжение так и не заработало: «Мы пишем много всего, например, общественным организациям, а у общественников все ящики на «Яндексе», Mail.Ru, Google».
Мессенджер можно
Чиновник правительства говорит, что в аппарате прорабатывается вопрос об «отключении в Белом доме доступа к 3G и 4G/LTE», что ограничит возможность использования интернет-мессенджеров. Но опрошенные РБК девять чиновников Белого дома и Кремля ничего такого не слышали и никаких запретов пользоваться мессенджерами не получали. В четверг, например, в WhatsApp было видно, что им пользовался один из федеральных министров.
«После скандала вокруг публикаций переписки кремлевских чиновников все сами прекрасно понимают, что вести секретную переписку в мессенджерах нельзя», — рассказывает один из источников РБК. По его словам, мессенджерами пользуются чаще в личных целях или для неважной рабочей переписки, причем более безопасным считается Telegram — там есть функция мгновенного удаления сообщений.
Пресс-служба правительства сообщила РБК, что не располагает информацией о запретах использовать зарубежные коммуникационные средства.
Подмосковье впереди Москвы
В четверг, 27 августа, о готовности заблокировать сотрудникам доступ к сервисам по обмену документами и к мессенджерам сообщило правительство Московской области. Из сообщения его пресс-службы следует, что это будет сделано с октября во исполнение утвержденного губернатором Андреем Воробьевым плана мероприятий по переходу на использование российских интернет-сервисов и программного обеспечения. А в дальнейшем подмосковные чиновники будут использовать «единую платформу обмена сообщениями», в которых «используются средства криптографической защиты, лицензированные ФСБ».
Опасность есть
Попытка обязать чиновников отказаться от публичных почтовых сервисов и мессенджеров предпринимается не в первый раз, рассуждает ведущий аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян: «С точки зрения безопасности чиновники не должны использовать публичные сервисы, как американские, так и российские, так как они создают серьезную проблему утечек, особенно с учетом низкой грамотности в защите информации. Однако в личных беседах чиновники признаются, что пользуются почтой, например, «Яндекса» вместо служебной, потому что она удобна. Таковы результаты программы «Электронное правительство», на которую были выделены миллиарды рублей. В других странах к созданию сервисов для чиновников привлекают внешних подрядчиков — коммерческие компании, а в России госзаказы уходят к «очередным ФГУПам», заключает эксперт.
При участии Яны Милюковой, Дарьи Луганской, Михаила Рубина