Эфир в обмен на телеканалы
Чтобы продолжить бизнес в России, американская Discovery Communications, владелец телеканалов Discovery, Animal Planet и Eurosport, нашла себе влиятельного местного партнера — «Национальную Медиа Группу».
Десять тематических каналов
Американская Discovery Communications и «Национальная Медиа Группа» (НМГ) создадут совместное предприятие, которое будет управлять русскоязычными версиями телеканалов Discovery Channel, Animal Planet, TLC, Eurosport и др. Об этом РБК рассказал источник, знакомый с итогами переговоров. Соглашение о создании СП подписано, подтвердила гендиректор Discovery Communications в Северо-Восточной Европе Ольга Паскина [управляет, в частности, и российским бизнесом]. Совместное предприятие будет называться «Медиа Альянс», уточнила директор по внутренним и внешним коммуникациям НМГ Оксана Разумова.
Всего в России зрителям доступны, по данным исследовательской компании TNS Russia, десять каналов Discovery Communications. Самым популярным является флагманский Discovery Channel. Его ежедневная аудитория в минувшем июле, согласно телеизмерениям TNS, превышала 2,1 млн человек старше четырех лет, то есть такое количество россиян, проживающих в городах с населением от 100 тыс. человек, смотрели программы этого канала хотя бы одну минуту в день. Аналогичный показатель Animal Planet — 2 млн человек, TLC —1,4 млн, Eurosport — 907 тыс., Eurosport 2 — 537 тыс. Минимальная аудитория у ID Investigation Discovery — лишь 41 тыс. человек.
НМГ управляет эфирными РЕН ТВ и «Пятым каналом». Кроме того, группа является собственником 25% «Первого канала» и является миноритарием кипрской Telcrest, которой, в свою очередь, принадлежит 25,4% холдинга «СТС Медиа».
Среди других активов НМГ — газеты «Известия» и распространяющаяся в Петербурге Metro, радиостанция «Русская служба новостей». С 2013 года группе принадлежит также 50% продюсерской студии Art Pictures Vision (производит, в частности, для СТС сериал «Молодежка»), на базе которой сейчас создается собственный производственный комплекс. Наконец, как сообщал на этой неделе РБК, НМГ планирует заняться дистрибуцией контента, партнерами ее в этом проекте станут предприниматели из непризнанной Приднестровской Молдавской Республики.
Сама группа, как сказано на ее сайте, создана в 2008 году в результате объединения активов банка «Россия», СОГАЗа, «Сургутнефтегаза» и председателя совета директоров «Северстали» Алексея Мордашова. Председателем совета директоров НМГ является Алина Кабаева, президентом — Кирилл Ковальчук, племянник основного владельца банка «Россия» Юрия Ковальчука.
В сегменте тематического ТВ, распространяющегося через кабельные сети и спутник, НМГ до сих пор не была представлена.
Подстроились под закон
Партнерство с НМГ, по словам Паскиной, позволит привести структуру российского бизнеса Discovery Communications в соответствие с законом «О СМИ», который с 2016 года запрещает иностранцам владеть более 20% в учредителе любого российского СМИ.
Сейчас Discovery Communications является единственным владельцем вещающих в России каналов. Учредителем всех этих СМИ выступает ООО «Дискавери Коммьюникейшнс». На него же оформлены и все так называемые универсальные вещательные лицензии телеканалов, которые позволяют распространять их в кабельных сетях и через спутник. По данным ЕГРЮЛ, 51% ООО «Дискавери Коммьюникейшнс» принадлежит ООО «Дискавери Холдингс», оставшиеся 49% — британским структурам Discovery Communications. Они же являются учредителем и «Дискавери Холдингс».
В результате сделки НМГ получит 80% ООО «Дискавери Холдингс», 20% останется у структур Discovery Communications, объяснила Паскина. Компания «Дискавери Холдинг» будет переименована в «Медиа Альянс» и станет единственным учредителем «Дискавери Коммьюникейшнс». По словам Паскиной, совет директоров совместной компании будет состоять из пяти человек: по два представителя НМГ и Discovery Communications, а также гендиректор, которого утверждают обе стороны. Им останется сама Паскина.
Партнерство взаимовыгодно для обеих сторон, НМГ со своей стороны внесет в СП эфирную лицензию, которая позволит телеканалам семейства Discovery вновь зарабатывать на рекламе, отмечает Паскина.
Вернуть рекламу
В прошлом году Госдума приняла поправки в закон «О рекламе», которые с 2015 года запретили любую рекламу на платном ТВ, под которым подразумеваются распространяющиеся через кабель и спутник каналы. В январе запрет был частично смягчен: рекламу теперь могут показывать и распространяющиеся через кабель и спутник вещатели, которые транслируют не менее 75% так называемого национального контента — упрощенно говоря, программ, произведенных в России и на российские деньги.
У каналов Discovery Communications этому требованию соответствуют только спортивные каналы Eurosport и Eurosport-2. По мнению Федеральной антимонопольной службы (ФАС), оригинальные трансляции на русском языке спортивных состязаний считаются национальным контентом. Но разработанные ФАС методические разъяснения, что считать национальным контентом, вступили в силу только в этом августе. С января этого года рекламы нет ни на одном распространяемом в России канале Discovery Communications, указывает компания в своей последней квартальной отчетности.
Принятый запрет не распространяется на телеканалы, у которых есть хотя бы одна лицензия на аналоговое вещание на конкретной радиочастоте. Такой вещатель уже считается эфирным. В последние годы новые аналоговые частоты не выдаются, только продлеваются старые. Допускается и переуступка такой лицензии одним юрлицом другому. Этим правом и воспользуется Discovery Communications. Разумова не уточнила, какой из телеканалов поделится своей частотой.
До запрета Discovery Communications была ведущим игроком в сегменте рекламы на тематическом ТВ. В 2014 году, по оценке отраслевого издания AdIndex, рекламная выручка Discovery Channel могла составить 688 млн руб. без НДС, Animal Planet — 258 млн руб., TLC — 231 млн руб., вместе — почти 1,2 млрд руб. По другим каналам данных нет: например, Eurosport и Eurosport-2 локальную рекламу не размещали, зритель видел транслируемые во всех странах вещания ролики.
Рекламу на каналах Discovery Communications до 2015 года продавала группа «Видео Интернешнл» (Vi), которая, в том числе обслуживает «Первый канал», РЕН ТВ и «Пятый».
В настоящее время переговоры о продаже специалистами Vi рекламы на каналах Discovery Communications не ведутся, сообщила РБК представитель Vi Елизавета Свиридова. Но она добавляет, что Vi «была бы рада продолжить давнее сотрудничество».
Сама Discovery Communications свои российские доходы не раскрывает. В ее отчетности лишь указано, что они не превышают 2% всей консолидированной выручки. Тем самым по итогам прошлого года Discovery Communications могла заработать в России около $125 млн, или более 4,8 млрд руб., по среднему курсу ЦБ за прошлый год. Если ориентироваться на оценку AdIndex, реклама могла обеспечить четверть российской выручки. Остальное — абонентская плата кабельных и спутниковых операторов.
НМГ последний раз раскрывала свои показатели за 2013 год. Тогда выручка холдинга превысила 14,7 млрд руб., операционная прибыль достигла 2,4 млрд руб., чистая прибыль — 1,5 млрд руб.
В прошлом году выручка РЕН ТВ от размещения только федеральной телерекламы, то есть без учета региональных вставок, могла составить почти 5,3 млрд руб. без НДС, «Пятого канала» — 4,6 млрд руб., подсчитала ранее для РБК компания Etat Control International.