Вечные догоняющие
Россия только сейчас вводит меры поддержки экспорта, которые зарубежные страны применяют уже десятки лет. Замначальника департамента Минэкономразвития Виталий Рыбаков объясняет проблемы «сумбурностью и непоследовательностью действий».
«У нас нет среднесрочного планирования, которое помогло бы выявить те потребности и тренды, которые существуют в мировой системе поддержки экспорта, — объяснил вчера чиновник на «круглом столе» в аналитическом центре при правительстве. — У нас нет структуры, которая системно занималась бы изучением изменений правил игры в этой сфере, поэтому сейчас мы находимся в роли догоняющего».
Согласно представленной им информации, Россия планирует потратить на финансовые меры поддержки экспорта в 2013 году до 14 млрд долл. Большая часть этой суммы пойдет на страхование экспортных кредитов и госгарантий при экспорте. Меньшие деньги через Минпромторг будут выделены для субсидирования экспортерам продукции военного назначения ставок по экспортным кредитам, а также через Внешэкономбанк на субсидирование затрат на предоставление экспортных кредитов.
Антон Степанов,
председатель совета директоров ОЭК, член генсовета «Деловой России»:
Меры поддержки российского экспорта, разработанные Минэкономразвития, не в полной мере подходят основной массе предприятий малого и среднего бизнеса, так как они рассчитаны в большинстве своем на крупный бизнес. Создание Российского экспортного агентства (РЭА) позволило бы привлечь к экспортной деятельности именно малые и средние предприятия, ведь именно они являются основным двигателем развития экономики. Меры, предусмотренные РЭА, разрабатываются именно для таких предприятий: это упрощение таможенных процедур, упрощение процесса возврата НДС, снижение налогового бремени, облегчение поиска партнеров за рубежом, проверка репутации партнеров и так далее. Также аккумулирование функций по развитию внешнеэкономической деятельности в одной оргструктуре позволит сократить штат работников и станет источником разработки национальной экспортной стратегии.
Алексей Портанский,
профессор кафедры торговой политики ВШЭ:
После вступления в ВТО стало очевидно, что у нас по всем направлениям господдержка экспорта недостаточная. И с точки зрения информации, и с точки зрения кредитования, и с точки зрения предоставлений госгарантий. По всем направлениям мы от развитых стран отстаем. Нам нужно срочно вводить или наращивать и то, и другое, и третье. На данном этапе я бы посоветовал государству значительно увеличить объемы экспортного кредитования. Сейчас бизнес в этом нуждается наиболее остро. Но и обо всем остальном, что успешно используется за рубежом, нельзя забывать, нам необходимо быстро реагировать на изменение трендов.
Владимир Тихомиров,
главный экономист ФК «Открытие»:
Раньше мы поддерживали экспортеров через механизм заградительных пошлин либо через применение субсидий производителям, будь то тарифы или прямая помощь. Однако подобные правила поддержки фактически запрещены ВТО. Сейчас меры поддержки экспортеров, направленные на оказание помощи в освоении новых рынков и на продвижение товаров, успешно применяются многими странами. Однако в условиях России у нас не так много товаров, которые требуют поддержки при экспортировании, потому что мы продаем главным образом сырье. Там контракты заключаются по текущим рыночным ценам, поэтому механизмы поддержки таких экспортеров не имеют смысла. Поддержка нужна производителям товаров с добавленной стоимостью. Это прежде всего товары аэрокосмической отрасли и тяжелое машиностроение.