Лента новостей
Евросоюз назвал риски «золотых паспортов» и «золотых виз» 17:03, Экономика Королевство кривых зеркал: причудливый мир Захи Хадид 17:01, Совместный проект Фигуристка Загитова выиграла короткую программу на чемпионате Европы 16:58, Спорт Адвокат Рыбки заявил об интересе «определенной страны» к ее делу 16:55, Общество Алекперов заявил об отсутствии интересных проектов в России 16:50, Бизнес Путин предложил использовать потенциал МГУ для технологического прорыва 16:48, Технологии и медиа Суд на два месяца арестовал обвиняемого в угоне самолета 16:47, Общество Узнайте о способностях искусственного интеллекта с Артемом Голдманом 16:43, РБК и Lexus В Москве автобус насмерть сбил пешехода на остановке 16:27, Общество Путь к «Дау»: что пишет Facebook в ожидании премьеры громкого проекта 16:26, Стиль «Цена Bitcoin скоро вырастет»: что ждет криптовалюту 16:22, Крипто Первый регион России начал переговоры о выпуске криптооблигаций 16:21, Финансы Электросамокат и моноколесо: каким будет транспорт будущего 16:17, РБК и «Ингосстрах» Прокуратура проверит данные о лекции «бандитов» в приморской школе 16:04, Общество Дэвид Бекхэм купил 10% английского футбольного клуба 15:52, Бизнес Как робот может помочь заработать на пенсию 15:47, РБК и Samsung Путин призвал не клонировать кафедры в вузах 15:47, Общество Экс-главу Центра примирения в Сирии проверят на новые хищения 15:45, Политика «Интер» выставил на трансфер футболиста сборной Хорватии Ивана Перишича 15:45, Спорт Украина вышла из трех соглашений в рамках СНГ 15:37, Политика СК начал проверку информации о голодных обмороках школьников в Кузбассе 15:35, Общество Глубоко в рудниках: сколько можно заработать на майнинге прямо сейчас 15:31, Крипто «Роскосмос» расторг контракт с генподрядчиком второй очереди Восточного 15:25, Общество Бизнес с друзьями: как научиться четко разделять личную жизнь и работу 15:16, РБК и «Билайн» Бизнес Девелоперская группа «Регионы» снимет мультфильм про Маугли за $15 млн 15:16, Технологии и медиа Почему девелоперская группа «Регионы» решила снимать мультфильмы 15:16, PRO Bitcoin можно будет хранить в крупном европейском банке 15:07, Крипто Омбудсмен обратилась в прокуратуру из-за сообщений об обмороках детей 15:06, Общество
Дискаунтеры и гипермаркеты идут в регионы
Общество, 28 авг 2006, 19:18
0
Дискаунтеры и гипермаркеты идут в регионы
С развитием рынка сетевого продуктового ритейла основным игрокам становится тесно в крупных городах. Поэтому отечественные компании и западные фирмы, работающие на российском рынке, ставят перед собой задачу охватить как можно больше регионов. Пока в целом это экстенсивное развитие, при котором некоторые компании теряют в управляемости: чем больше регионов, тем сложнее руководить всеми магазинами. Причем нельзя говорить о том, что идет экспансия только столичных сетей, считают эксперты. Так, сети «Пятерочка» и «Дикси» - «родом» из Санкт-Петербурга, «Магнит» - из Краснодара, «Виктория» - из Калининграда. Таким образом, идет экспансия крупных компаний, которые строятся как федеральные сети, против локальных коллег.

"В регионы активно проникают малые и большие форматы - очень хорошо идут дискаунтеры и гипермаркеты", - сказал в эфире телеканала РБК в программе "В фокусе" ведущий аналитик РБК Валентин Крохин. Так, компания "Седьмой континент" имеет хорошие шансы для регионального развития, но она сделала одну очень интересную вещь: в регионы идет принципиально только одним форматом - гипермаркетом, созданным именно для этого.

Именно за счет региональной экспансии аналитики ожидают открытия второго дыхания у сетевиков в ближайшее время. Объем рынка продуктового ритейла в 2005 году, по оценке Росстата, составил почти половину от общего объема розничной торговли в стране - 112,7 млрд долл. Цифры совпадают с данными независимых аналитиков - 100-130 млрд долл. В 2005 году рост сетевого ритейла составил около 25%, и эксперты считают, что это очень хороший результат, учитывая, что в 2000 году процент был в районе нуля. В последующие несколько лет среднегодовые темпы роста будут в районе 40%, что показывает перспективность и хорошее развитие рынка. И эти 40% будут достигаться во многом и за счет регионального развития.

Большинство компаний, интенсивно развивающихся в регионах, принадлежат к низшему сегменту - условному дискаунтеру с ограниченным ассортиментом, невысокими ценами. Но потребитель в регионе у дискаунтера может быть разный - и достаточно обеспеченные люди, и не очень, считает независимый эксперт Алексей Тихомиров. Этот формат наиболее легко систематизируется и управляется, а ограниченный ассортимент позволяет работать четче, завозить больший объем товара в магазины сети через распредцентр и работать с гораздо более ограниченным числом поставщиков, что при большом разбросе магазинов очень важно. Ритейлерам, прежде всего, интересен "потребительский пояс" вокруг Московской области - Владимирская, Тульская, Калужская области и т.д. Туда идет сеть "Копейка", а также другие компании аналогичного формата, например, "Пятерочка". Затем в программе освоения города-миллионники и города с населением 500-600 тыс. человек.

Но отмечается еще одна интересная тенденция - внимание к городам с населением 150-200 тыс. человек. Как правило, в европейской части России многие из них имеют градообразующие предприятия - оборонные, машиностроительные, легпрома и другие. И если завод или фабрика нормально работают, то люди имеют деньги, в то время как современной торговли там практически нет. Потому любой сетевой магазин объективно обречен на успех в таких городах. При этом имеется возможность его контролировать на небольшом удалении от центрального офиса и успешно решать логистические проблемы опять же за счет сравнительно небольших расстояний. Этот сектор начинает потихоньку осваиваться, и в первую очередь там обживается именно сеть дискаунтеров "Копейка".

Пока движение большинства федеральных компаний заканчивается на Урале, за которым кипит своя жизнь, причем не менее активная, чем в европейской части России. В этих регионах, например, Красноярске, Омске, Томске, Новосибирске, Кемерове и т.д., успешно работают мощные местные игроки, готовые противостоять "вторжению в Сибирь". Но крупнейшим ритейлерам пока есть куда двигаться и до Уральского хребта. Причем эксперты считают мифом вытеснение местной торговли. Когда сети приходят, то происходит достаточно адекватное цивилизованное взаимодействие.

Ранее были трения из-за того, что федеральные компании часто за собой приводили федеральных поставщиков. Потому был период притеснения местных производителей продуктов, товары которых не попадали на полки сетевиков. Сейчас эта проблема решена. Местные власти смотрят в последнее время весьма положительно на приход солидных ритейлеров - это новые рабочие места, дополнительные налоги и т.д. Практика свидетельствует, что места под солнцем хватает всем, и местные встречают столичных достойно, давая хороший конкурентный ответ, иногда ввязываясь в ценовую войну, хотя это и дается тяжело местному ритейлеру. Так, нижегородская компания "ВКТ" планирует в течение года открыть 45 магазинов сети "Райцентр" на территории региона, и еще пять - по договору франчайзинга. При этом компания готова держать конкурентный удар, в том числе ценовой, и не намерена продавать свои магазины другим торговым сетям, таким как "Пятерочке", "Копейке" или "Магниту".

Российский ритейл осуществляет планы по экспансии и в страны СНГ, но тактика в этом случае намного более осторожная, чем в России. Другие государства - это другие законы, другие обычаи и т.д. Как ни странно, союзная Белоруссия считается у экспертов "темной лошадкой", где для успешной торговли надо подружиться с "административным ресурсом". Перспективны Украина, хотя сейчас там бизнес идет тяжело по "революционным" причинам и сильной конкуренции со стороны местных игроков, а также Молдова, Казахстан, Узбекистан, некоторые другие республики. Правда, работа сетей в среднеазиатских республиках осложняется спецификой культуры потребления. Там покупателям привычнее пойти поторговаться на базар, а супермаркет - европейский стиль, и к нему еще нужно привыкнуть.