Лента новостей
WSJ узнала о недельной готовности санкций США против «Северного потока-2» 21:35, Политика «Арсенал» и «Челси» забили пять голов на двоих в лондонском дерби 21:21, Спорт Арестованную в США Бутину перевели в другую тюрьму 21:13, Общество Фигуранта по делу «Армии воли народа» освободили из колонии по УДО 20:45, Общество Путин и Меркель оценили роль Украины после запуска «Северного потока-2» 20:41, Политика Сколько стоит и что дает честная автоматизация промышленности 20:30, РБК и Schneider Electric Эрдоган снова стал председателем Партии справедливости и развития 20:20, Политика МИД Германии захотел придать «новую динамику» минскому процессу 19:50, Политика Чемпионат Англии по футболу. «Челси» — «Арсенал». Онлайн 19:30, Спорт Климкин назвал позорными итоги госэкзаменов по математике на Украине 19:27, Политика Песков рассказал о подарке и тосте Путина на свадьбе главы МИД Австрии 19:18, Политика Нужно ли добавлять коллег в друзья в соцсетях 19:14, Партнерский материал Чемпионат России по футболу. «Краснодар» — «Спартак». Онлайн 19:00, Спорт Лукашенко объяснил кадровые перестановки в правительстве 18:53, Политика ЦСКА одержал первую победу в чемпионате России 18:37, Спорт Бизнес без опасности: как изменились атаки хакеров и кто стал мишенью 18:32, РБК и Microsoft Экс-лидер евроскептиков Фараж решил вернуться в британскую политику 18:19, Политика Трамп заявил о своем скептическом отношении к «фейковым новостям» 18:16, Политика Украинские власти заблокировали судно «Механик Погодин» на три года 17:54, Общество Как построить бизнес на оказании коммунальных услуг 17:34, РБК и Сбербанк Писателя Эдурада Успенского похоронили на Троекуровском кладбище 17:34, Общество Визит Владимира Путина на свадьбу главы МИД Австрии. Фоторепортаж 17:12, Фотогалерея  Венедиктов рассказал о взломе канала «Эхо Москвы» на YouTube 17:12, Общество Путин станцевал с невестой и уехал со свадьбы главы МИД Австрии 17:10, Политика Лукашенко назвал заявления о диктатуре в Белоруссии «смехотворными» 16:39, Политика Чемпионат России по футболу. ЦСКА — «Арсенал». Онлайн 16:30, Спорт Глеб Архангельский — о тайм-менеджменте, концентрации и хорошем отпуске 16:25, Партнерский материал Путин выразил соболезнования в связи с кончиной Кофи Аннана 16:12, Общество
Дискаунтеры и гипермаркеты идут в регионы
Общество, 28 авг 2006, 19:18
0
Дискаунтеры и гипермаркеты идут в регионы
С развитием рынка сетевого продуктового ритейла основным игрокам становится тесно в крупных городах. Поэтому отечественные компании и западные фирмы, работающие на российском рынке, ставят перед собой задачу охватить как можно больше регионов. Пока в целом это экстенсивное развитие, при котором некоторые компании теряют в управляемости: чем больше регионов, тем сложнее руководить всеми магазинами. Причем нельзя говорить о том, что идет экспансия только столичных сетей, считают эксперты. Так, сети «Пятерочка» и «Дикси» - «родом» из Санкт-Петербурга, «Магнит» - из Краснодара, «Виктория» - из Калининграда. Таким образом, идет экспансия крупных компаний, которые строятся как федеральные сети, против локальных коллег.

"В регионы активно проникают малые и большие форматы - очень хорошо идут дискаунтеры и гипермаркеты", - сказал в эфире телеканала РБК в программе "В фокусе" ведущий аналитик РБК Валентин Крохин. Так, компания "Седьмой континент" имеет хорошие шансы для регионального развития, но она сделала одну очень интересную вещь: в регионы идет принципиально только одним форматом - гипермаркетом, созданным именно для этого.

Именно за счет региональной экспансии аналитики ожидают открытия второго дыхания у сетевиков в ближайшее время. Объем рынка продуктового ритейла в 2005 году, по оценке Росстата, составил почти половину от общего объема розничной торговли в стране - 112,7 млрд долл. Цифры совпадают с данными независимых аналитиков - 100-130 млрд долл. В 2005 году рост сетевого ритейла составил около 25%, и эксперты считают, что это очень хороший результат, учитывая, что в 2000 году процент был в районе нуля. В последующие несколько лет среднегодовые темпы роста будут в районе 40%, что показывает перспективность и хорошее развитие рынка. И эти 40% будут достигаться во многом и за счет регионального развития.

Большинство компаний, интенсивно развивающихся в регионах, принадлежат к низшему сегменту - условному дискаунтеру с ограниченным ассортиментом, невысокими ценами. Но потребитель в регионе у дискаунтера может быть разный - и достаточно обеспеченные люди, и не очень, считает независимый эксперт Алексей Тихомиров. Этот формат наиболее легко систематизируется и управляется, а ограниченный ассортимент позволяет работать четче, завозить больший объем товара в магазины сети через распредцентр и работать с гораздо более ограниченным числом поставщиков, что при большом разбросе магазинов очень важно. Ритейлерам, прежде всего, интересен "потребительский пояс" вокруг Московской области - Владимирская, Тульская, Калужская области и т.д. Туда идет сеть "Копейка", а также другие компании аналогичного формата, например, "Пятерочка". Затем в программе освоения города-миллионники и города с населением 500-600 тыс. человек.

Но отмечается еще одна интересная тенденция - внимание к городам с населением 150-200 тыс. человек. Как правило, в европейской части России многие из них имеют градообразующие предприятия - оборонные, машиностроительные, легпрома и другие. И если завод или фабрика нормально работают, то люди имеют деньги, в то время как современной торговли там практически нет. Потому любой сетевой магазин объективно обречен на успех в таких городах. При этом имеется возможность его контролировать на небольшом удалении от центрального офиса и успешно решать логистические проблемы опять же за счет сравнительно небольших расстояний. Этот сектор начинает потихоньку осваиваться, и в первую очередь там обживается именно сеть дискаунтеров "Копейка".

Пока движение большинства федеральных компаний заканчивается на Урале, за которым кипит своя жизнь, причем не менее активная, чем в европейской части России. В этих регионах, например, Красноярске, Омске, Томске, Новосибирске, Кемерове и т.д., успешно работают мощные местные игроки, готовые противостоять "вторжению в Сибирь". Но крупнейшим ритейлерам пока есть куда двигаться и до Уральского хребта. Причем эксперты считают мифом вытеснение местной торговли. Когда сети приходят, то происходит достаточно адекватное цивилизованное взаимодействие.

Ранее были трения из-за того, что федеральные компании часто за собой приводили федеральных поставщиков. Потому был период притеснения местных производителей продуктов, товары которых не попадали на полки сетевиков. Сейчас эта проблема решена. Местные власти смотрят в последнее время весьма положительно на приход солидных ритейлеров - это новые рабочие места, дополнительные налоги и т.д. Практика свидетельствует, что места под солнцем хватает всем, и местные встречают столичных достойно, давая хороший конкурентный ответ, иногда ввязываясь в ценовую войну, хотя это и дается тяжело местному ритейлеру. Так, нижегородская компания "ВКТ" планирует в течение года открыть 45 магазинов сети "Райцентр" на территории региона, и еще пять - по договору франчайзинга. При этом компания готова держать конкурентный удар, в том числе ценовой, и не намерена продавать свои магазины другим торговым сетям, таким как "Пятерочке", "Копейке" или "Магниту".

Российский ритейл осуществляет планы по экспансии и в страны СНГ, но тактика в этом случае намного более осторожная, чем в России. Другие государства - это другие законы, другие обычаи и т.д. Как ни странно, союзная Белоруссия считается у экспертов "темной лошадкой", где для успешной торговли надо подружиться с "административным ресурсом". Перспективны Украина, хотя сейчас там бизнес идет тяжело по "революционным" причинам и сильной конкуренции со стороны местных игроков, а также Молдова, Казахстан, Узбекистан, некоторые другие республики. Правда, работа сетей в среднеазиатских республиках осложняется спецификой культуры потребления. Там покупателям привычнее пойти поторговаться на базар, а супермаркет - европейский стиль, и к нему еще нужно привыкнуть.