Санкционная стратегия
Уоррен Баффет в начале марта сообщил, что не боится украинского кризиса и падения рынков, поэтому продолжит покупать акции. По его же собственным словам, он впервые вложил деньги в акции в 1942 году после нападения японцев на Перл-Харбор. «Единственное, в чем вы можете быть уверены абсолютно точно, если начнется глобальная война, — значимость денег упадет. Вы захотите владеть чем угодно, но только не деньгами, — фермой, домом или облигациями. Кстати, во время Второй мировой войны рынок акций рос», — говорил Баффет в интервью телеканалу CNBC.
Любой кризис — это окно возможностей, считает руководитель трейдинга ИК «Атон» Ярослав Подсеваткин. Не является исключением и текущий период — на санкциях можно заработать. РБК собрал несколько инвестиционных идей от российских управляющих.
Евробонды: 6% в долларах
Подсеваткин рекомендует обратить внимание на рынок российских евробондов. По его словам, после предыдущего раунда санкций этот рынок успел отыграть все потери: сначала доходность бондов выросла, а потом довольно быстро вернулась к досанкционным значениям. «За последние три месяца доходность суверенных облигаций в долларах всех развивающихся рынков сильно снизилась, а вот России — наоборот, выросла, и это яркое проявление геополитической напряженности», — говорит Подсеваткин.
Бумаги подпавших под санкции компаний НОВАТЭК и «Роснефть» показывают наиболее привлекательное соотношение риска и доходности. «В текущей картине мира эти компании не вызывают опасений, а доходности номинированных в долларах бумаг подскочили с 5,1 до 6,4% по «Роснефти» и с 5,1 до 6% у НОВАТЭКа», — говорит Подсеваткин. Доходность еврооблигаций ВЭБа, номинированных в долларах, выросла с 5,15 до 6,45%. На рынке облигаций нечасто возникает возможность купить активы в тот момент, когда соотношение риска и доходности сильно смещено в сторону последней, указывает Подсеваткин. Сейчас настал именно такой момент.
Рублевые облигации
«Впервые за долгое время стал интересен и рынок рублевых облигаций для частных инвесторов, потому что текущие ставки доходности в условиях напряженности стали выше средних депозитных ставок, но разница здесь существенно меньше, чем в евробондах», — добавляет Подсеваткин.
Доходность рублевых бондов Газпромбанка достигла 11% после введения новых санкций (16 июля — 10%). Доходность бумаг НОВАТЭКа выросла с 9,5 до 10,5%.
Портфельный управляющий «Газпромбанк — Управление активами» Сергей Никитин советует покупать гособлигации РФ как бумаги наиболее высокого кредитного качества: например, ОФЗ-25079, доходность по которым выросла с 8 до 8,6%.
Конкуренты санкционеров
Вкладывать следует в бумаги компаний — конкурентов тех, кто подпадет под санкции, уверен управляющий директор Arbat Capital Алексей Голубович. «Инвесторы будут перекладывать деньги в них, — говорит он. — Например, если санкции против России коснутся всех компаний с госучастием, которые продают сырье и оружие, то могут вырасти акции компаний, производящих не только нефть и газ, но и вооружения», — говорит Голубович. Он советует покупать Lockheed Corporation и других лидеров военно-промышленного комплекса США.
Иностранные бумаги
Российские активы сегодня находятся под давлением санкций, поэтому зарабатывать нужно на иностранных бумагах, полагает генеральный директор ЗАО «КапиталЪ Управление активами» Андрей Гриценко. Портфель под управлением Гриценко на 70% состоит из акций, российских активов там нет. «На российских акциях сегодня можно заработать, только если происходит какое-либо событие, влияющее на цену (выкуп, выплата дивидендов, поглощение и т.д.). Если же просто собираетесь спокойно зарабатывать на растущих бумагах, то Россию не стоит трогать. С европейскими бумагами тоже следует быть осторожными, потому что введение санкций скажется и на них», — говорит он. Гриценко выбрал три интересные европейские бумаги для краткосрочных вложений — французской фармацевтической компании Sanofi, немецкого автопроизводителя BMW и французской страховой компании AXA (это 10% портфеля ). На 35% он состоит из американских бумаг. «Интересны три сектора — биотехнологический (например, Amgen, Gilead), компьютерные технологии и телекоммуникации (например, Broadcom, Take-Two Interactive Software), энергетика (например, Schlumberger)», — рассказывает он. В качестве интересных инвестиций Андрей Гриценко рассматривает активы Японии, Китая и Южной Кореи: для удобства вложения можно осуществлять через ETF-фонды, ориентированные на эти страны.
Золото и нефть
Вкладывать в золото нужно при любых политических обострениях, напоминает Алексей Голубович. «Правда, золото не будет расти, если в мире поднимутся ставки на реальные кредиты и снизятся цены на бонды. Но пока пример Ирана показал, что отключение от долларовых расчетов частично компенсируется бартером в золоте (они поставляли нефть Турции, а турки — золото, на которое Иран уже покупал потребительские товары, оружие и др.)», — говорит Голубович.
Также, по мнению Голубовича, удачными идеями могут быть вложения в компании, перерабатывающие природные ресурсы, которые из-за санкций могут стать дефицитными. «Применительно к России — это нефть и газ», — полагает Голубович. Выгодными могут быть и покупки фьючерсов на эти ресурсы. «В случае всеобъемлющих санкций против всего российского экспорта кроме указанных сырьевых товаров подорожают еще пшеница, удобрения (особенно калийные, где Россия — крупнейший экспортер) и золото», — добавляет Голубович.
«Но, как показывает недавняя история с региональными конфликтами, такой рост не всегда получает продолжение и не всегда переходит в тренд. Золото и нефть могут так же быстро отыграть рост последующими коррекциями», — говорит он.
Шоколад
Интересной историей на сегодняшний день Гриценко называет какао-бобы. «За последние пять лет серьезно вырос спрос на шоколад. Особенно потребление возросло в Индии, Китае и России. Если в 2012 году дефицит оценивался в 100 тыс. т какао-бобов (основного сырья для производства шоколада), то к 2020 году он может достичь 1 млн т», — говорит Гриценко. По его словам, заработать на росте цен на какао-бобы можно на рынке товарных фьючерсов на них, а также через фонды, инвестирующие в эту отрасль. На шоколад, в отличие от нефти и золота, не влияют геополитические конфликты.
Что продать вкороткую
Во-первых, российские бумаги, полагает Голубович. Однако использовать для этого лучше зарубежные площадки, а действовать нужно только на первой стадии введения санкций. «Уже через год-два эти акции могут сильно отрасти на локальном рынке. К примеру, можно вспомнить Иран: когда сократился вывоз капитала и импорт золота частными лицами, фондовый рынок за год удвоился», — говорит Голубович.
Во-вторых, продать вкороткую можно акции иностранных компаний, которые сильно зависят от российского рынка или сырья, а также нефтегазовые компании США и Европы, говорит Голубович. «В текущей ситуации с антироссийскими санкциями целесообразно шортить европейские компании потребительского сектора, машиностроения, а также химические и другие энергоемкие производства, так как для них вырастет цена на газ и электричество», — говорит Голубович. Также он советует продавать банки, зависящие от российского рынка («Райффайзен», «ЮниКредит» и ОТР).