Китайские компании больше не в цене
Замедление экономики и проблемы в финансовом секторе КНР сильно ударили по фондовому рынку страны. Впервые с 2006 года ни одна китайская компания не попала в десятку самых дорогих компаний в мире. В результате все до единого места в top-10 самых ценимых международными инвесторами корпораций оккупировали компании из США.
Китайская государственная нефтяная компания PetroChina, которая еще в мае занимала шестое место по рыночной капитализации в мире, в этом месяце подешевела сразу на 35 млрд долл. Сейчас она стоит только 214 млрд долл., что делает ее только 12-й в списке самых дорогих корпораций планеты. Сразу после нее расположился Industrial and Commercial Bank of China, потерявший 28 млрд долл. стоимости и четыре позиции в рейтинге. Теперь места двух китайских компаний в top-10 занимают финансовый гигант Wells Fargo, ставший самым дорогим банком мира, и Johnson & Johnson. Первые места в рейтинге долгое время удерживают Exxon Mobil, Apple и Microsoft.
Снижение капитализации китайских компаний стало следствием распродаж на фондовом рынке КНР. Индекс MSCI China Index с начала года потерял 16%, а индекс Шанхайской фондовой биржи в среду опустился до четырехлетнего минимума. Акции второй крупнейшей мировой экономики падают из-за замедления роста экономики и неожиданного дефицита ликвидности в финансовом секторе, вызвавшего рост ставок на межбанковском рынке. «Инвесторы смотрят в сторону США, поскольку американская экономика подает сигналы к росту, в то время как в Китае ситуация противоположная», — пояснил Bloomberg инвестиционный менеджер Legg Mason Уэйн Лин.
В первом квартале этого года китайская экономика выросла «всего» на 7,7%. Goldman Sachs и China International Capital Capital ожидают рост ВВП по итогам всего года на 7,4%. Это даже ниже установленной китайским правительством планки в 7,5%. «Мы ожидаем, что во втором квартале экономика продолжит замедляться, а к концу года рост будет составлять только около 7%», — рассказал РБК daily экономист Capital Economics Циньвэй Ван. Если оценки экспертов окажутся верны, то это станет самым слабым ростом с 1990 года и первым за последние 15 лет случаем, когда правительство ошиблось в своих оценках.
Компенсировать спад активности за счет внутреннего потребления пока не удается. Расходы китайцев можно было бы увеличить за счет усиленной выдачи кредитов, однако власти страны опасаются, что финансовый сектор и так накопил уже слишком много рисков, и сейчас не спешат на помощь банкам. Трейдеры беспокоятся, что нехватка ликвидности может вылиться в масштабный финансовый кризис. Китайское руководство возражает, отмечая, что рост кредитования может надуть «пузыри» на финансовых рынках, которые приведут к еще более серьезным проблемам в экономике. Ранее глава китайского центробанка Лин Тао успокоил инвесторов, отметив, что ситуация находится под контролем и недавний рост ставок — временное явление.
«Китайское правительство не видит большой угрозы в снижении темпа роста экономики, поэтому оно продолжит сдерживать кредитование и бороться с теневым сектором банковских услуг. Я считаю, что китайское правительство движется в верном направлении. Вместо того чтобы раздувать кредитование и инвестиции, Китай жестко контролирует финансовый сектор. Ограничение роста кредитования затормозит рост ВВП в ближайшее время, однако в долгосрочной перспективе позволит избежать «жесткой посадки» и коллапса экономики», — пояснил Циньвэй Ван.