1. Автобусный приоритет
Полосы "невезения"
В течение прошлого года Москва на европейский манер изрисовала дорожное полотно разметкой, гордо украшенной большой буквой А. Однако реализовать известный олимпийский принцип, который в данном случае должен звучать как "быстрее, быстрее, еще быстрее", пока не удалось. Ставшие визитной карточкой российской столицы (впрочем, как и многих других мегаполисов мира) пробки на дорогах никуда не делись, а московские автомобилисты по-прежнему предпочитают добираться до работы на личном автомобиле.
Причины этого наглядно отражены в исследовании работы так называемых экспресс-автобусов, "дублирующих" маршруты линий метро, обнародованном в апреле 2012г. компанией "Яндекс". Выяснилось, что добраться до центра Москвы на 901-м автобусе можно в среднем за 50-80 минут, то есть ехать придется на 10-15 минут дольше, чем на автомобиле. Тем не менее, по мнению руководителя НИИ транспорта Михаила Блинкина, массовое появление в Москве выделенных линий - качественный сдвиг в политике столичных властей.
"Конечно, перемены к лучшему не будут быстрыми, обособленные полосы для общественного транспорта пока работают слабо. Но важен сам факт движения в этом направлении", - считает эксперт. По информации ГУП "Мосгортранс", на Пятницком и Ярославском шоссе, Мичуринском проспекте и других дорогах, где появились выделенные полосы, скорость автобусов выросла в среднем с 16 до 20 км/ч. "Главной проблемой остается выезд прочего транспорта на выделенные полосы в нарушение ПДД", - отмечают в пресс-службе "Мосгортранса".
Личный кондиционер и музыка против общественной давки
После того, как к "выделенкам" стали привыкать и сами автовладельцы, выяснилось, что некоторые из них нарисованы вообще непонятно для чего. Так, выделенные полосы протяженностью около 4 км появились на Звенигородском шоссе: раньше общественный транспорт здесь не ходил вообще, а в октябре 2011г. пустили один маршрут автобуса малой вместимости.
Количество пассажиров общественного транспорта в Москве год от года растет, но не так быстро, как хотелось бы: в январе-марте 2012г. автобусами, троллейбусами, трамваями и метро воспользовались на 5% пассажиров больше, чем годом ранее.
"У московских автомобилистов просто отсутствуют побудительные мотивы для того, чтобы пересесть на общественный транспорт. Вряд ли кто-то добровольно поменяет комфортный салон автомобиля с кондиционером и музыкой на стоячее место в битком набитом автобусе", - отмечает исполнительный директор Московского транспортного союза Юрий Свешников. Кроме того, преодолеть расстояние в 14-15 км на личном автомобиле обойдется в 25-30 руб., а за поездку на общественном транспорте (из расчета трамвай плюс метро) придется выложить почти вдвое больше.
Не пользуются пока особой любовью автомобилистов и перехватывающие парковки у станций метро. Впрочем, последнее обстоятельство московские власти не смущает: до конца этого года в городе появятся в общей сложности 23 перехватывающие парковки на 6,6 тыс. машино-мест, а к 2015г. они и вовсе должны "распухнуть" до 70 тыс. машино-мест.
Дорожный казус
Из троллейбуса выходит приезжий и спрашивает первого встречного: - А где знаменитая Дерибасовская? - Так Вам надо было еще четыре остановки проехать! - А мне в троллейбусе сказали, что мне сейчас надо выходить! - Простите, а Вы стояли или сидели?