Кредитор запьет «Зеленой маркой»
Водочный гигант CEDC разослал держателям облигаций документ, в котором подробно прописаны обязательства компании перед кредиторами в случае одобрения ими плана реструктуризации задолженности. Среди прочего CEDC гарантирует, что менеджмент не станет выводить из компании интеллектуальную собственность. Правда, участники рынка сомневаются, что даже самые сильные водочные бренды (в России — «Зеленая марка», «Парламент» и др.) смогут стать достаточным гарантом для кредиторов.
План поддержки, отправленный на подпись держателям облигаций CEDC с погашением в 2016 году, является трехсторонним соглашением, которое уже подписали сама компания, а также Roust Trading Limited (RTL) Рустама Тарико. Эта компания станет фактическим владельцем CEDC в случае одобрения кредиторами предложенного плана оздоровления. В настоящий момент владельцы облигаций могут проголосовать за или против оферты, предполагающей обмен облигаций-2016 объемом 957 млн долл. на 172 млн долл. наличными, а также бонды с погашением в 2018 году на 650 млн долл. (200 млн долл. — конвертируемая часть). Дедлайн по голосованию назначен на 4 апреля.
Держатели облигаций, которые согласятся на предложение CEDC, должны подписать план поддержки, текст которого зарегистрирован на сайте Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC). В объемном документе компания гарантирует кредиторам выполнение всех взятых на себя обязательств в процессе реструктуризации. Держатели бумаг, со своей стороны, должны оказывать всяческую поддержку и не препятствовать всем процессам, предусмотренным этим планом.
Компания, в частности, гарантирует кредиторам, что сохранит за собой интеллектуальную собственность в виде 16 крупнейших водочных брендов. Среди них четыре российские водочные марки — «Парламент», «Журавли», «Талка» и «Зеленая марка». В пресс-службе CEDC РБК daily подтвердили, что компания ни при каких обстоятельствах не расстанется со своими брендами. При этом имеющуюся интеллектуальную собственность неправильно рассматривать как залог по облигациям, добавили в компании.
Участники алкогольного рынка уверены, что, несмотря на популярность «Зеленой марки» и «Парламента», эти бренды — весьма неубедительное обеспечение по ценным бумагам. «Стоимость бренда — величина непостоянная, зависящая от рыночной конъюнктуры, — пояснил создатель бренда «Путинка» Станислав Кауфман. — А на российском рынке сейчас идут негативные процессы — резкий рост акцизов, падение розничных продаж. Из-за этого падает капитализация брендов и их ликвидность как актива».
По мнению г-на Кауфмана, в случае банкротства CEDC ценность даже ее самых крупных брендов упадет до нуля. «То, что банки не берут водочные бренды в залог по кредитам, тому подтверждение, — добавил эксперт. — 15 лет назад «Гжелка» считалась супербрендом, но начались проблемы у владельцев, и сегодня она никому не нужна».
Топ-менеджер водочной компании из первой пятерки усомнился, что бренды CEDC могли бы его заинтересовать: «Алкогольному рынку не хватает гарантированных государством понятных правил игры. Кто может сегодня гарантировать, что к 2018 году в России не введут госмонополию на производство водки? И кому тогда будет нужна эта «Зеленая марка»?»
Найти желающих купить бренды CEDC при негативном развитии сценария будет немного, но у интеллектуальных активов компании есть своя рыночная цена, парирует директор отраслевого агентства ЦИФРРА Вадим Дробиз. «Зеленая марка», — поясняет он, — сегодня не может стоить меньше 300 млн долл. Справедливая цена за «Парламент» и «Журавли» — порядка 100 млн долл. за каждый бренд».
При этом среди потенциальных покупателей популярных российских брендов г-н Дробиз не видит иностранцев. По его мнению, они могли бы заинтересовать «Синергию» или Алкогольную сибирскую группу, но лучшим вариантом станет развитие в рамках партнерства CEDC и Рустама Тарико.