Судьбы заключенных вверят спецкомиссиям из священников и спортсменов
По его словам, сегодняшний механизм УДО неэффективен и очень коррупционен. "В нем довольно высокий процент усмотрения со стороны руководства исправительных учреждений. Судебная процедура рассмотрения этих дел тоже не лишена данных проблем", – сказал министр.
Он подчеркнул, что нужно повышать объективизацию личности осужденного, отбывшего часть наказания в колонии, на предмет возможности его досрочного освобождения. По словам А.Коновалова, в мировом опыте есть механизм автоматического условно-досрочного освобождения человека, отбывшего наказание без нареканий и нарушений. Этот опыт, по словам министра, мог бы быть реализован и в России.
По его мнению, главный вопрос – кто и как будет оценивать исправление осужденного. Министр напомнил, что в колониях существуют наблюдательные комиссии, в которые входят представители общественности. Однако необходимо поднять качественный уровень этих комиссий и дать им право на беспрепятственный доступ в колонии для общения с осужденными.
Таким образом, упомянутые выше священники, бизнесмены, юристы и т.д., которые входят в комиссии, могли бы участвовать в принятии решений об условно-досрочном освобождении осужденных. "Их оценки могут если не снять коррупционную составляющую в этом вопросе, то во всяком случае существенно ее снизить, сделать более объективной оценку осужденного", - подытожил министр юстиции.
Напомним, в декабре 2010г. А.Коновалов предложил подумать над реформированием институтов условно-досрочного освобождения и предусмотреть его возможность без участия суда. Для этого, по его мнению, необходимо, чтобы осужденный отбыл определенную часть срока и соответствовал ряду критериев. В таком случае освобождение происходит автоматически и не нуждается в судебном решении.
Говоря об институте помилования, министр юстиции РФ отмечал, что в настоящее время он применяется слабо. По словам чиновника, помилование применяется в основном в отношении лиц, совершивших незначительные преступления, "которые вообще не должны были попасть в места лишения свободы".