Перейти к основному контенту
Общество ,  
0 

Вылетай, подешевело

Фото: Коммерсантъ
Фото: Коммерсантъ

В отличие от цен в магазинах цены на авиаперелеты по России падают — в январе они подешевели на 25% к прошлому году. Авиакомпании снижают цены из-за низкого спроса, и некоторым из них это может стоить места на рынке.

В Челябинск за копейки

После окончания новогодних каникул билетные агентства зафиксировали снижение цен на внутренних перелетах. По данным агентства Biletix, во второй половине января средний чек на внутренних направлениях по сравнению с январем прошлого года снизился почти на четверть — на 24% — с 9,05 тыc. до 6,8 тыс. руб., по внешним — всего на 1,5%, с 21,4 тыс. до 21,1 тыс. руб. Это подтверждает сервис Onetwotrip: по его данным, средняя стоимость перелетов по России в январе 2016 года с учетом раннего бронирования снизилась на 25–30%, говорит директор по развитию Onetwotrip Аркадий Гинес. По данным сервиса Tutu.ru, падение не такое серьезное: по выборке самых популярных внутрироссийских направлений январское падение цен составило 8–10% к прошлому году (всего по России сервис фиксирует незначительное снижение — на 2%).

Представитель Biletix отмечает, что на некоторых направлениях цены на билеты сократились почти втрое: например, средняя стоимость билета в Екатеринбург снизилась до 5,6 тыс. с 15,2 тыс. руб. годом ранее, в Астрахань — с 11,8 тыс. до 3,6 тыс. руб. По данным аналитиков Tutu.ru, продажи на февраль показывают, что и в следующем месяце тенденция роста цен сохранится.

Одним из главных драйверов снижения средних цен стали появившиеся в декабре 2015 года у российских авиакомпаний тарифы без багажа, ставшие популярными среди пассажиров, считает Гинес из Onetwotrip. Также на цены на внутренние перевозки повлияло расширение географии дочернего дискаунтера «Аэрофлота» — компании «Победа», добавляет он. Одним из факторов снижения цен стал запуск «гибкой тарифной системы», подтверждает представитель авиакомпании S7, которая одной из первых ввела безбагажные тарифы. Кроме того, в условиях низкого спроса перевозчики вводят больше спецпредложений и продлевают срок действующих. «Авиапутешествия по ряду направлений стали доступнее, поскольку многие авиакомпании идут на увеличение или продление действия акций», — отмечает генеральный директор Biletix Александр Сизинцев.

Сколько продержатся авиакомпании

В 2015 году, по данным Росавиации, объем перевозок российских авиакомпаний снизился на 1,2% год, до 92,1 млн, а в декабре — уже на 11,9%, до 5,5 млн. (по данным Росавиации). В основном сокращались полеты за рубеж. Среди факторов, негативно сказавшихся на пассажиропотоке, можно назвать ослабление рубля, уход с рынка «Трансаэро», запрет на полеты на Украину и в Египет, а также напряженные отношения с Турцией, отмечает аналитик ИК «Уралсиб» Денис Ворчик. По его словам, коэффициент загрузки пассажирских кресел упал в декабре 2015 году на 0,7 п.п. год к году до 72%.

В прошлом году спрос на внутренних направлениях рос: в январе 2015 году пассажиропоток увеличился 18% к аналогичному показателю 2014 года. В этом январе по предварительным данным наблюдается незначительный рост, считает аналитик ВТБ Елена Сахнова. «Поэтому по ряду направлений, где загрузка особенно низка, компании выставляют более низкие тарифы. Это совокупность снижения покупательной способности населения и сезонности», — говорит аналитик. По ее словам, авиакомпании работают в убыток в январе практически всегда, и низкие цены на внутренние перелеты продержатся до мая.

Гендиректор Utair Андрей Мартиросов признает, что сейчас при избытке предложения на рынке цены падают, и компании работают в убыток. Как долго это продолжится — зависит от резервов и ресурсов конкретного перевозчика, добавляет гендиректор Utair. На авиаперевозчиков с одной стороны давят растущие затраты на лизинг, номинированные в валюте, а с другой — падающая покупательная способность пассажиров платящих в рублях, поясняет Мартиросов. По его словам, в случае Utair уменьшить валютные риски компании удаётся за счет дохода от международной вертолётной деятельности и сокращения парка самолётов с высокой стоимостью владения.

Февраль и март — самые сложные для авиакомпаний месяцы, и если низкий спрос продолжится, а авиакомпаниям придется держать низкие цены при росте себестоимости, то часть их рано или поздно уйдет с рынка, предсказывает гендиректор агентства Infomost Борис Рыбак. «Такой сценарий неизбежен и в первую очередь коснется среднего размера авиакомпаний — такой категории как, например, «Якутия», «Татарстан», — говорит Рыбак. У таких авиакомпаний относительно небольшой объем деятельности и нет финансовых резервов, поясняет он.

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 28 апреля
EUR ЦБ: 98,03 (-0,69)
Инвестиции, 27 апр, 16:32
Курс доллара на 28 апреля
USD ЦБ: 91,78 (-0,23)
Инвестиции, 27 апр, 16:32
Песков после обвинения России в ксенофобии задал четыре вопроса к США Политика, 14:35
Агента СБУ Кармазина осудили на 25 лет заключения Политика, 14:23
Аналитики оценили рост цен на жилье в Москве за пять лет Недвижимость, 14:22
Чемпион лиги кулачных боев Hardcore умер от остановки сердца во сне Спорт, 14:17
Меликов сообщил о посмертном звании Героя России полковнику Магомеджанову Политика, 14:12
Суд отказал АСВ в развороте сделки QIWI после отзыва лицензии у банка Финансы, 14:09
Макрон назвал два условия для отправки войск на Украину Политика, 14:01
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
Мосбиржа обжаловала изъятие акций Соликамского магниевого завода Инвестиции, 14:00
Путин назвал впечатляющим рост промпроизводства в регионе Дюмина Политика, 13:52
Украинским спортсменам поручили докладывать о нарушениях россиян на Играх Спорт, 13:49
«Почта России» заявила о возврате к штатному ввозу посылок из-за рубежа Общество, 13:42
Правительство утвердило третий этап модернизации БАМа и Транссиба Политика, 13:37
В Томске депутат предложила создать трудовые лагеря для «тунеядцев» Общество, 13:34
Акции автоконцерна «Соллерс» подскочили на 12% на фоне выхода отчета Инвестиции, 13:33