Турки на вылет
Россия может полностью закрыть авиасообщение с Турцией. Главным пострадавшим станет Turkish Airlines: ее потери в декабре могут составить больше $11 млн. Потери «Аэрофлота» в случае зеркальных мер будут заметно меньше.
Закрытое небо
Ограничение авиасообщения может стать одной из «специальных экономических мер» против Турции, допустил в четверг министр экономразвития Алексей Улюкаев. «Может идти речь об ограничении как регулярных рейсов, так и чартерных», — сказал министр. Днем премьер Дмитрий Медведев поручил в течение двух дней проработать ответные меры в отношении Турции после атаки турецких ВВС на российский военный самолет Су-24. «Никакого позитива на рынке ждать не стоит, скорее всего, турецкий рынок закроется» — такой прогноз дал журналистам позже в четверг председатель совета директоров аэропорта Внуково Виталий Ванцев (цитата по «Интерфаксу»).
Представитель Росавиации Сергей Извольский сказал РБК, что ведомство «пока не располагает информацией об официальном запрете в отношении Турции».
Если для Турции введут запрет на вход в воздушное пространство России, то национальная авиакомпания Turkish Airlines потеряет в три раза больше, чем крупнейший российский авиаперевозчик «Аэрофлот». В начале ноября агентство Bloomerg сообщило, что турецкая авиакомпания стала крупнейшим иностранным авиаперевозчиком в России, опередив немецкую Lufthansa. В 2015 году Turkish Airlines увеличила количество рейсов из России на 16%, в то время как европейские конкуренты снизили на 43%, подсчитал Bloomberg. В этом году авиакомпания планировала перевезти на российском направлении больше миллиона пассажиров.
Turkish Airlines совершает 454 рейса туда-обратно в месяц между городами России и Турции, подсчитал РБК. При средней цене на билет туда-обратно в $250 и средней загрузке в 150 пассажиров на рейсе потери Turkish Airlines от продаж могут составить $11,9 млн. Второму турецкому перевозчику — Pegasus Airlines — запрет может стоить $0,8 млн сборов в декабре (авиакомпания совершает 30 перелетов в месяц в Россию и обратно). Если Турция примет ответные меры, то российский перевозчик — «Аэрофлот» — может потерять $7,4 млн при аналогичной загруженности самолета и около 280 перелетов в месяц.
Получить комментарии «Аэрофлота» и Turkish Airlines РБК не удалось.
Приостановка полетов в Стамбул вынудит туристов из России искать новые стыковочные рейсы для полетов на Ближний Восток, в Азию и Африку, говорит исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Но у предложений Turkish Airlines и Pegasus Airlines (летают в девять городов, помимо Москвы) есть альтернатива: в случае запрета пассажиропоток может перераспределиться между российскими авиакомпаниями и зарубежными, в частности FlyDubai и Emirates, у которых развита сеть в российских регионах. Из Стамбула пассажиры чаще всего отправляются на юг Европы, а также на Ближний Восток и в Юго-Восточную Азию. Рейсами FlyDubai можно прилететь в Арабские Эмираты и оттуда отправиться в Иран, Индию, Таиланд, Малайзию, страны Африки. «Возможно, эти варианты не будут так выгодны по ценам, как Турция: с уходом сильных конкурентов оставшиеся игроки авиарынка могут повысить тарифы», — считает Пантелеев.
Заморозка чартеров
Еще во вторник, 24 ноября, Ростуризм рекомендовал «российским туроператорам, турагентам приостановить продвижение и реализацию туристских продуктов, а также отдельных туристских услуг в Турецкую Республику, в том числе через третьи страны». Ведомство предупредило, что оказание услуг по организации путешествий в условиях угрозы безопасности туристов «является грубым нарушением законодательства Российской Федерации и влечет за собой применение к виновным лицам мер юридической ответственности». В своем сообщении Ростуризм сослался на заявление министра иностранных дел Сергея Лаврова, который признал наличие угрозы терроризма в Турции: во вторник на турецко-сирийской границе был сбит российский бомбардировщик Су-24.
Чартерные перевозки из России в Турцию до последнего времени осуществляли восемь авиакомпаний: «Уральские авиалинии», «Ямал», UTair, «Северный ветер» и «Икар» (обе авиакомпании входят в один холдинг с туроператором «Пегас Туристик»), I Fly (туроператор Tez Tour), Royal Flight (туроператор Coral), Metrojet (туроператор «Бриско»).
«Уральские авиалинии» под конец сезона летали в Турцию чартерными рейсами в среднем два раза в неделю, рассказал РБК коммерческий директор перевозчика Кирилл Скуратов. По его словам, авиакомпания не почувствует закрытия турецкого направления, потери перекроют рейсы в Израиль и Арабские Эмираты.
«Икар» летает в Анталью два раза в неделю, в декабре останется один рейс, сообщила РБК генеральный директор «Пегас Туристик» Анна Подгорная. Рейсы выполняются самолетами Boeing и Airbus вместимостью 220 человек. Средняя цена за кресло в чартер, по словам представителей двух туроператоров на турецком направлении, — $190. Примерный убыток «Пегас Туристик» может составить около $334,4 тыс. в неделю при загруженности в два рейса. Компания собирается вывести всех туристов, купивших у нее пакетный тур в Турцию, до 5 декабря.
Получить комментарии от авиакомпаний I Fly, Royal Flight, Metrojet, «Северный ветер» и UTair на момент публикации не удалось. Если применить к ним среднюю стоимость билета в $190, то в неделю Nordwind Airlines, которая совершала пять вылетов на курорты Турции, теряет $209 тыс., а UTair теряет от закрытия двух еженедельных рейсов $83,6 тыс.