Новый лидер для Европы
Вопреки прогнозам, что Европу может ждать «потерянное десятилетие», как в Японии, экономика региона уже к 2020 году станет намного более динамичной. К такому выводу пришли аналитики Berenberg Bank. К началу следующего десятилетия еврозона может разрастись до 30 стран, а главным локомотивом роста может стать Франция, которая в перспективе обойдет Германию по экономической мощи.
«Направляется ли еврозона к потерянному десятилетию, когда она, подобно Японии до Абэ (премьер Синдзо), окажется в ловушке вялого роста, увеличивающегося госдолга и нефункционирующих банков. Мы не видим такого риска», — отметил главный экономист Berenberg Bank Хольгер Шмидинг в исследовании «Европа-2020: пожиная плоды реформ». По его прогнозу, уже через семь лет европейская экономика будет намного более динамичной, чем сейчас или даже до начала долгового кризиса. Последний, собственно, и выступает катализатором роста. Португалия, Ирландия и Испания, которые были вынуждены запросить внешнюю помощь в том или ином виде и провести реформы, уже вышли из рецессии, а экономика Греции стабилизировалась. В результате периферийные экономики будут наряду с ФРГ стимулировать рост всего региона.
У Европы есть успешный опыт преодоления кризиса. Около 30 лет назад Маргарет Тэтчер превратила Великобританию, парализованную инфляцией и профсоюзами, в современную сервисную экономику. В начале 2000-х Германия превратилась из главного европейского «больного» в локомотив роста всего региона за счет реформ системы социального обеспечения и рынка труда. «Во всех этих случаях первыми результатами жестких реформ были рекордная безработица, волнения масс и вопли протеста со стороны многих экономистов. Но время показало правоту упорных реформаторов», — подчеркивается в докладе.
Несмотря на то что внешняя помощь периферийным странам, ассоциируемая с Европой, снизила поддержку интеграции, к 2020 году валютный союз может охватить до 30 стран, которые к тому времени либо уже войдут в него, либо будут активно к этому готовиться. Переход на единую валюту заставит страны проводить структурные реформы, чтобы довести свою конкурентоспособность до среднеевропейского уровня, так как решить проблемы с госдолгом и экспортом через девальвацию валюты и инфляцию они уже не смогут. «Общая валюта заставит более слабые страны выбирать между хаосом выхода из еврозоны и болезненными реформами», — считает г-н Шмидинг. Тем не менее интеграция не приведет к созданию политического блока, а ограничится банковским союзом и общей бюджетной дисциплиной. Украина наряду с Турцией, по прогнозу банка, останется за пределами единой Европы.
Экономический успех Европы во многом зависит от Франции. «Благодаря растущему и более молодому населению Франция легко может обойти Германию по динамике экономики к 2020 году, а к 2030 или 2035 году — стать крупнейшей экономикой Европы в абсолютном выражении», — полагают в Berenberg Bank. По прогнозу Всемирного банка, население Германии сократится с 81,7 млн в 2010 году до 78,8 млн в 2020-м, в то время как число французов вырастет с 65 млн до 67 млн. Однако сейчас страна страдает от слабой конкурентоспособности, неадекватной образовательной системы и негибкого рынка труда, а также от раздутых госрасходов и бюрократии. Подтолкнуть страну к реформам должно заставить резкое снижение ее влияния на общеевропейские дела — правила игры в регионе сейчас определяют Германия и ЕЦБ, полагает г-н Шмидинг.
На пути Франции к процветанию много препятствий. Франсуа Олланд уже стал самым непопулярным президентом в истории страны с рейтингом около 20%, даже не приступив к серьезным реформам. Кроме того, в свете любви французов к демонстрациям они могут отреагировать на реформы протестом против единой Европы, и страна может выйти из интеграционных проектов. В случае если реформы провалятся, демографическое преимущество Франции выльется в растущую безработицу, а отказ от дальнейшей интеграции может поставить крест на всей еврозоне, заключили авторы доклада.