4. Борьба с коррупцией
Что предлагают
"Нам не хватает нормального закона, который ввел бы реальную систему борьбы с коррупцией", - считает заместитель руководителя фракции "Справедливая Россия", зампред комитета ГД по безопасности Геннадий Гудков.
"Не хватает законодательства по защите, в первую очередь, заявителей по коррупции и свидетелей, потому что зачастую после заявления они становятся объектом преследования, - считает директор центра антикоррупционных исследований и инициатив Transparency International Елена Панфилова. - Если бы сегодня мне дали право вносить законы, я бы внесла закон по защите заявителей о коррупции и уголовном наказании за незаконное обогащение".
Член комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству депутат КПРФ Вадим Соловьев уверен, что необходимо ужесточение законодательства по борьбе с коррупцией, а все те меры, которые предложила партия власти – это маленькая полумера, которая, по сути дела, "ничего не решает". В.Соловьев напомнил, что КПРФ вносила в Госдуму антикоррупционный закон.
"Для взяток в особо крупных размерах нужно возвращать высшую меру наказания – расстрел. Второе – это конфискация имущества, принадлежащего коррупционеру, не только, как сегодня, добытого незаконным путем, а всего имущества, принадлежащего ему и его ближайшим родственникам. И третье - государственные чиновники должны отчитываться не только о своих доходах, но и о расходах. "Единая Россия", к сожалению, уже в течение востми лет этот закон проваливает. Мы в этом году опять его внесли и будем пытаться каким-то образом реализовать", - не теряет надежды коммунист.
Госконтроль за расходами граждан
"Государственные чиновники должны отчитываться не только о своих доходах, но и о расходах", - соглашается депутат В.Соловьев. Член Общественной палаты, сопредседатель ассоциации по защите избирательных прав "Гражданский контроль" Ярослав Терновский предлагает более радикальную меру. "Нам не хватает законов, которые бы приводили в порядок наше налоговое администрирование. Я считаю, что нужно переходить на контроль расходов граждан", - заявляет он.
Что есть
Согласно данным международной организации Transparency International за 2010 год, по уровню коррупции Россия находится на 154-м месте из 178 и является самым коррумпированным государством среди ведущих стран мира, входящих в "Большую двадцатку". По показателям взяточничества наши ближайшие соседи в рейтинге Папуа – Новая Гвинея и Таджикистан, а Индия, Бразилия и Китай, наши коллеги по БРИК, занимают 87-е, 69-е и 78-е места соответственно.
Антикоррупционная борьба в России регулируется 273 федеральным законом "О противодействии коррупции". Согласно ему, профилактика коррупции в нашей стране ведется и словом (в обществе формируется "нетерпимость к коррупционному поведению"), и делом (проводится антикоррупционная экспертиза правовых актов, госслужащего могут уволить за отказ предоставить сведения о доходах и др.).
Президент России Дмитрий Медведев провозгласил коррупцию "системной проблемой", которая нуждается в "системном ответе". Установленный главой государства порядок, обязывающий чиновников ежегодно отчитываться о доходах и имуществе, стал частью этого "системного ответа". Отчитываться должны президент, премьер-министр, члены правительства, сотрудники президентской администрации, губернаторы, депутаты Госдумы и члены Совета Федерации, руководители Центризбиркома и Счетной палаты, федеральные служащие и топ-менеджеры госкорпораций.
Однако подаваемые чиновниками сведения зачастую оказываются ложными. Так, в 2009г. Д.Медведев поручил Генпрокуратуре и ФНС проверить отчеты чиновников о доходах, и в поданных декларациях была обнаружена 41 тысяча несоответствий.
Также в 2010г. указом президента были утверждены Национальная стратегия и Национальный план противодействия коррупции на 2010-2011гг., направленные на "устранение коренных причин коррупции в обществе".
Иностранный опыт
Страной с наименьшим уровнем коррупции в мире считается Сингапур, который получил это почетное звание благодаря действиям бывшего премьер-министра Ли Кван Ю. Премьер придерживался простого принципа – "рыба гниет с головы" - и создал собственное Бюро коррупционных расследований, которое занималось преимущественно высшими эшелонами власти. Граждане обращались в бюро с жалобами на действия госслужащих и требовали возмещения убытков. Одновременно с этим ужесточились меры уголовной ответственности, была повышена независимость судебной системы, введены чувствительные экономические санкции за дачу взятки или отказ от участия в антикоррупционных расследованиях. В результате деятельности бюро в тюрьму попали несколько министров.
В Малайзии борьба с коррупцией принесла свои плоды после издания закона, согласно которому все чиновники, которые за время службы не были уличены в порочащих их действиях, при увольнении по возрасту получают достойную пенсию и социальные блага и могут жить ни в чем себе не отказывая.
В Финляндии уличенный во взяточничестве чиновник или полицейский получает несмываемый "ярлык": он лишается права работать в государственных органах и имеет проблемы с трудоустройством.
Отчет о доходах и расходах чиновников в США и Европе – уже привычная практика. В Америке сокрытие доходов - это уголовно наказуемое преступление, соответствующий закон здесь работает с 1978г. Согласно ему, при назначении на должность новоиспеченный чиновник обязан указать все свои должности, которые когда-либо занимал, а также предоставить сведениях о связях с бизнесом и ценных бумагах, причем не только своих, но и тех, которыми владеют члены его семьи. В ежегодных декларациях, помимо основных, должны быть указаны и все побочные доходы (дивиденды, гонорары), и все полученные в любой форме подарки (оплаченные поездки, ужины в ресторанах, подарочные абонементы в солярии), а также доходы супруги и детей. Комиссия подробно изучает представленные сведения и в случае сомнений обращается в прокуратуру.
Наказания за сокрытие доходов в Европе получают широкий общественный резонанс. Например, в 2007г. в Германии ведущие СМИ растиражировали историю одного опального чиновника, который потерял должность за "плохую память". 45-летний сотрудник финансового ведомства в одночасье стал богатым наследником, получив 460 тыс. евро от покойной богатой тетушки. В очередной декларации с указанием размера наследства ушлый госслужащий "забыл" указать этот подарок. Когда нарушение выявилось, с забывчивого чиновника взяли крупный штраф и уволили.