6. Экологическое законодательство
Что предлагают
В первую очередь России не хватает порядка в том, какие организации занимаются контролем за состоянием окружающей среды: экологические функции разбросаны по десятку ведомств. "Сейчас надзором за использованием природных ресурсов у нас занимается Росприроднадзор, а он находится в ведении Министерства природных ресурсов, в чьем ведении находится также наиболее эффективное использование этих ресурсов. Это кардинально неверная ситуация. Природоохранное ведомство должно подчиняться напрямую президенту или правительству, оно должно говорить на одном и том же уровне, что и ведомство, которое эксплуатирует окружающую среду", - считает директор программ Гринписа Иван Блоков.
Председатель высшего совета Общероссийской общественной экологической организации "Подорожник" Юрий Раптанов уверен, что функции по экологическому контролю стоит возложить на Минздравсоцразвития. "Ресурсное ведомство отделить, пусть оно копошится с недрами, лицензиями, а экологическую функцию у него изъять и вместе со всеми надзорными функциями передать Минздраву", - сказал он. На его взгляд необходимо сделать так, чтобы природоохранное законодательство и законодательство, обеспечивающее здоровье человека, шли не "параллельными путями", а объединились.
У российских природозащитных госорганов слабые возможности для проведения проверок. Так, коммерческие предприятия проверять можно раз в три года, а у нефтяных компаний протечки случаются каждый день. Проверить вне очереди их можно только с согласия прокуратуры. Поэтому И.Блоков считает, что необходим некий баланс: чтобы и необоснованных проверок не было, и катастрофы не оставались без внимания.
Ежегодно в России происходит около 14 тыс. утечек на нефтепроводах, а также около 30 тыс. экологических преступлений, зафиксированных МВД, и со всем этим должны справляться 3 тыс. контролеров. "Получаем 10 экологических преступлений на одного инспектора и 5 прорывов нефтепроводов. А сколько еще административных правонарушений происходит - об этом лучше не вспоминать", - подсчитал И.Блоков. По его мнению, необходимо увеличить численность ведомства до 20 тыс.
Кроме того, по мнению гринписовца, экологическую экспертизу должны проходить все промышленные объекты: любые предприятия, масштабные отводы земель. А сейчас это "в основном исключено из законодательства, оставлен очень лимитированный список объектов", считает директор программ Гринписа. Также он заметил, что проведение экспертизы "исключит не только природоохранную, но и коррупционную составляющую. Потому что в этом случае, если вы построили объект в полном соответствии с тем, что вы подавали на экспертизу, никаких претензий со стороны природоохранных органов к вам уже быть не может".
"Нужно восстановить требование в законе, чтобы охраняемые территории были изъяты из хозяйственной деятельности навсегда, а не пытаться захватить наиболее лакомые кусочки под хозяйственную деятельность. Никакой горнолыжный курорт или элитная дача не стоит того, чтобы уничтожать заповедник, который является достоянием всех нас", - заявил директор программ Гринписа.
Еще одна законодательная прореха - Лесной кодекс. Прошлогодние лесные пожары показали, что наш кодекс нуждается в пересмотре. "В Лесном кодексе попытались совместить несовместимое, в результате нынешний кодекс никому особо не выгоден, там масса ошибок", - считает руководитель программ Гринписа.
Что есть
В СССР не было экологии, вместо нее была санитария. До 1970-х гг. проблема защиты природной среды рассматривалась исключительно с точки зрения влияния на здоровье человека, о чем говорят существовавшие на тот момент постановления правительства: "О мерах борьбы с загрязнением атмосферного воздуха и об улучшении санитарно-гигиенических условий населенных мест" (1949г.), "О мерах по предотвращению загрязнения Каспийского моря" и др.
Сегодня в России контроль за экологической ситуацией ведут Министерство природных ресурсов и экологии РФ, Росприроднадзор и Ростехнадзор. Минприроды осуществляет госуправление в сфере природопользования, разрабатывает и представляет в правительство России проекты федеральных законов. Росприроднадзор отвечает за экологическую безопасность лесов, заповедников, речных ресурсов, ведет госучет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и вредное воздействие на атмосферный воздух. Ростехнадзор, в свою очередь, отвечает за промышленные и инфраструктурные объекты и следит за соблюдением техрегламентов.
Один из основных инструментов охраны окружающей среды в России - это законодательно закрепленное понятие экологической экспертизы. Проведение этой процедуры регулируется Положением о государственной экологической экспертизе, утвержденным 22 сентября 1993г. Нарушение законодательства об экологической экспертизе чревато штрафом для граждан в размере от 10 до 15 МРОТ, для должностных лиц - от 30 до 50 МРОТ.
Нашумевшая новая редакция Лесного кодекса была принята в 2006г., чтобы увеличить "эффективность лесопользования" и стимулировать приток инвестиций. Закон вызвал крайне негативные оценки со стороны подавляющего большинства специалистов лесной отрасли. Согласно кодексу, все леса должны быть отданы в аренду, а лесохозяйственные и противопожарные функции должны лечь на арендаторов. Поэтому из 83 000 человек Гослесоохраны было оставлено 680 человек лесных инспекторов в составе Росприроднадзора - примерно по восемь человек на субъект Федерации.
Иностранный опыт
В США считают, что за последние четверть века их страна достигла значительного прогресса в деле защиты окружающей среды. Экопроблемы там начинают решать с местного уровня: многие штаты развивают свою собственную систему законодательных и административно-управленческих институтов. Американская модель экологического регулирования базируется на Законе о национальной политике в области окружающей среды, в котором важнейшее место уделяется экологической экспертизе хозяйственных проектов.
Число законов по правовому режиму природных объектов и ресурсов в США перевалило за 100, в Венгрии - более 300, в Чехии - около 400. А в Конституции Германии и вовсе охрана природы объявляется основной заботой государства и всего общества.
Характерной для Европы мерой охраны окружающей среды является снижение налоговых ставок или представление льготных государственных субсидий предприятиям, которые предпринимают меры по переоборудованию отопительных систем или капитальному строительству для ограничения вредного воздействия дыма и газа. Например, законодательство Германии об охране лесов за тяжелые формы деяний предусматривает не только штраф, но и лишение свободы.
Кроме того, Европа занимает первое место в мире по количеству национальных парков: их 400. Великобритания занимает первое место по объему заповедных территорий, приходящихся на одного жителя, Венгрия - по общему объему охраняемых территорий в стране (более 5% площади), хотя в большинстве европейских стран заповедные территории не достигают и 1%.