Alibaba меняет прописку
Китайский интернет-гигант Alibabа отказался от планов провести IPO в Гонконге. Топ-менеджмент компании недоволен, что местная биржа не позволяла ему сохранить больший контроль над компанией и определять состав совета директоров. Решение продать акции в США обострит конкуренцию за IPO технологических компаний между NASDAQ и NYSE.
Alibaba на этой неделе прекратил переговоры с оператором Гонконгской фондовой биржи Hong Kong Exhange, сообщила The Financial Times. Теперь компания намерена в Нью-Йорке провести IPO, которое, по разным оценкам, может привлечь от 10 млрд до 20 млрд долл. Листинг может пройти уже в начале следующего года. По данным Bloomberg, сейчас компания ищет юридические компании, которые помогли бы ей с подготовкой американского IPO. Организаторами размещения могут стать Credit Suisse и Morgan Stanley, которые готовили интернет-гиганта к публичному дебюту в Гонконге.
Причина смены торговой площадки ― нежелание Гонконгской биржи отступать от своих жестких правил. Основатель и глава Alibaba Джек Ма и другие топ-менеджеры компании контролируют в общей сложности 10% ее акций. Они хотели сохранить повышенное влияние на принятие решений и после IPO. В частности, они добивались права выдвигать кандидатуры большинства членов совета директоров. Однако руководство биржи, которое в последнее время и так сталкивалось со скандалами вокруг финансовой отчетности компаний из материкового Китая, делать исключение для интернет-гиганта не стало. «Как записано в нашем уставе, в случае каких-либо конфликтов общественные интересы важнее интересов отдельных акционеров», ― написал в среду в своем блоге гендиректор Гонконгской фондовой биржи Чарльз Ли.
Сам Джек Ма настаивал на том, что привилегии по сравнению с другими акционерами нужны руководству в первую очередь для того, чтобы защитить ее от возможных недружественных поглощений. «Это не способ перераспределения прибыли или же оказания большего влияния на компанию. Механизм партнерства, работающий по принципу открытости, может защитить планы долгосрочного развития компаний от краткосрочных подвижек в поисках прибыли на рынке капитала», ― написал Джек Ма в письме сотрудникам 10 сентября.
В США эта проблема решается за счет двойственной структуры капитала, которая позволила основателям Google и Facebook сохранить контроль за стратегическим развитием компании и после IPO. Именно по этой причине футбольный клуб Manchester United в августе 2011 года отказался от IPO в Гонконге, предпочтя ему США. Это позволило контролирующей команду семье Глейзер получить по десять голосов на одну акцию против одного голоса на бумагу у обычных акционеров.
Однако, отказав Alibaba, Гонконгская биржа упустила IPO, которое обещало стать крупнейшим в технологическом секторе со времен размещения Facebook и ведущим биржевым дебютом в Азии со времен листинга на площадке AIA, привлекшей 20 млрд долл. в 2010 году. В том году Гонконгская биржа была мировым лидером по IPO с 20 млрд долл., привлеченными за январь―сентябрь. Однако с начала этого года общий объем размещений в Гонконге составил всего 7,6 млрд долл., а с октября 2010 года в Гонконге не было ни одного дебюта компании на сумму более 4 млрд долл. «Это очевидный минус, так как IPO обещало быть фантастическим для биржи и повысить объем торгов на бирже в целом. Но для них было бы трудно упразднить собственные правила только потому, что этот Alibaba», ― заявил Bloomberg аналитик Macquarie Group Мэтью Смит.
В то же время переключение внимания Джека Ма на США обещает обострить конкуренцию между двумя ведущими американскими биржами. Исторически главной площадкой для компаний технологического сектора выступает NASDAQ. Однако в последнее время биржа столкнулась с валом технических сбоев, омрачивших в том числе и IPO Facebook. В то же время NYSE стала активнее переманивать традиционных клиентов конкурента. С середины 2011 года там разместились LinkedIn, Pandora и Yelp. К IPO на NYSE, по данным Bloomberg, склоняется также и Twitter. Успех в борьбе за листинг Alibaba не только упрочит репутацию победителя в технологическом секторе, но может также привлечь новых клиентов из Китая.