3. Неутекающие мозги
Герой математического фронта
Несмотря на справедливые упреки в продолжающейся утечке мозгов и недофинансировании отечественной науки, российские ученые дают поводы для гордости. Например, Георгий Перельман, доказавший гипотезу Пуанкаре, которая не давалась математикам всего мира почти сто лет. Однако известность нашему ученому принесло не столько его открытие, сколько отказ принять Премию тысячелетия от Математического института Клэя в 1 млн долл.
"Мы обладаем замечательным человеческим капиталом. У нас прекрасные люди многого достигают в совершенно разных областях", - говорит ректор Московского физико-технического института Николай Кудрявцев. Причем он считает, что новые прорывы прогнозировать невозможно: они будут там, где их никто не ждет.
Физики без лирики
Директор Института электрофизики и электроэнергетики Российской академии наук, академик РАН Филипп Рутберг соглашается, что гордиться современной наукой мы можем, однако значительно меньше, чем в советское время – сказывается недостаток финансирования и коррупция.
"Достижения есть, но их заметно меньше, чем раньше. Идея привлечения иностранных специалистов изначально была мертворожденная, хорошие у нас работать не будут, а плохие не нужны, своих бы удержать. Как говорит академик Алферов, остались одни оптимисты. Хотя в последние годы во власти, вроде, начали задумываться", - заметил он.
Среди достижений последнего времени Ф.Рутберг выделил работы ныне покойного нобелевского лауреата Виталия Гинзбурга (совместно с Алексеем Абрикосовым) по теории сверхтекучести и сверхпроводимости и работы Института электрофизики и электроэнергетики в области плазменных технологий.
Также он отметил обладателей Нобелевской премии по физике за 2010г. Андрея Гейма и Константина Новоселова за эксперименты с одним из наиболее перспективных материалов в электронике – графеном. Однако эту победу сложно записать на счет нашей страны - сейчас физики являются сотрудниками Манчестерского университета.
Кроме того, в 2000г. главную научную премию за исследования полупроводников получил академик Жорес Алферов.
В копилку поводов для гордости стоит добавить синтез самых тяжелых элементов таблицы Менделеева в Объединенном институте ядерных исследований в Дубне: 114-го Флеровия, 116-го Ливермория и 117-го, временно названного Унунсептий.
Премия за пролитый кофе
2012г. стал триумфом абсурда российской науки: сразу трое россиян получили Шнобелевскую премию, которую с 1991г. вручают за самые сомнительные научные открытия. Так, Шнобелевскую премию мира получил челябинский инженер Игорь Петров, который нашел способ делать алмазы из неиспользованной взрывчатки.
Руслан Кречетников, работающий сейчас в университете Санта-Барбары, вместе с американцем Хансом Майером получил антинобелевку по физике за "теорию проливаний" - исследование в области физики жидкостей, объектом которого является человек, идущий с чашкой кофе в руке. Кроме того, премия досталась Тулио Гуаделупе из Института психолингвистики города Неймегена, который представляет Россию и Перу, за исследование "Под левым углом Эйфелева башня кажется короче", проведенное совместно с голландскими учеными.
До этого у нас было только три лауреата этой шуточной премии. Награды в области литературы был удостоен химик Юрий Стручков: за 10 лет он опубликовал 948 научных работ. Компания Газпром разделила Шнобелевскую премию в области экономики "за применение математической концепции мнимых чисел в сфере бизнеса" с несколькими американскими и европейскими корпорациями. Еще одним лауреатом стал Андрей Гейм, заставивший лягушек летать. А в прошлом году он получил Нобелевскую премию.
Гордость из прошлого
"Я представляю себе необъятную область наук широким полем, усеянным темными и светлыми пятнами. Цель наших работ должна заключаться или в том, чтобы расширить границы светлых пятен, или в том, чтобы умножить на поле источники света. Первое - дело гения-созидателя, второе - дело проницательного разума, вносящего улучшения" (Дени Дидро)
Анекдот
Физика - это практически единственная область в России, где еще строго соблюдаются законы.