15 ненужных миллиардов
Директор отдела закупок ООН Дмитрий Довгополый приехал в Москву из Нью-Йорка на МАКС-2013, а заодно решил рассказать российскому бизнесу о том, что тот теряет, не участвуя в тендерах ООН. Бизнесмены слушали его невнимательно и навязчиво предлагали свои товары (например, одноразовые хирургические принадлежности для операций), не интересуясь актуальными тендерами. Самым заинтересованным в диалоге казался сам чиновник ООН, буквально умолявший россиян забрать его 15 млрд долл.
Эти 15 млрд долл. международная организация ежегодно тратит на закупку товаров и услуг из 16 категорий, российским компаниям от этого пирога достается всего 350—400 млн долл., причем львиная доля этой суммы приходится на авиационные услуги (завтра на МАКСе чиновник ООН надеется обговорить несколько контрактов). В прошлом году Россия на четверть сократила свои доходы от тендеров ООН, причина кроется в слабой диверсификации отечественного предложения для организации. «Россия продает только авиауслуги, а прошлый год был неудачным для авиации», — объясняет Дмитрий Довгополый 25-процентные потери.
На «круглом столе» в Минэкономразвития, где собрались десятки бизнесменов, он в часовом монологе подробно рассказал об истории неудач в торговых отношениях России и ООН по каждой из 16 категорий сотрудничества: «Россия пока не выходила на рынок поставки продуктов питания для ООН», «Россия пока не проявляла внимания к тендерам по покупке лекарств», «В Нью-Йорке я встречался с крупным российским производителем софта, но не заладилось», «Мы пробовали сотрудничать с КамАЗом, но они неудачно вышли на рынок бронированной техники», «Пытался наладить контакт с российскими программистами, ничего не вышло».
Дмитрий Довгополый понимает, что в некоторых секторах закупок российским компаниям будет сложно конкурировать с более продвинутыми зарубежными (с китайской Lenovo в компьютерной технике или с Израилем в системах безопасности), но потенциал сотрудничества все же колоссален. «У ООН открыты миротворческие миссии в десятках странах мира, и каждому миротворцу мы обязаны обеспечить 4500 килокалорий в день из списка продуктов в 460 наименований, — рассказывает Дмитрий Довгополый о типичных тендерах. — Причем меню должно учитывать халяль, кашрут, вегетарианство». Это огромные возможности для компаний, работающих на рынке продуктов питания. Закупает ООН и зерно крупным оптом, почему российские сельхозпроизводители не торопятся продавать его — загадка для чиновника.
Чтобы принять участие в тендере ООН, достаточно зарегистрироваться на сайте и следить за объявлениями, причем для удобства можно даже скачать приложение для устройств Apple или Android. Международная организация рассчитывает прежде всего на средний бизнес. Крупным компаниям, по признанию Дмитрия Довгополого, предлагаемые ООН контракты не всегда интересны из-за относительно небольших объемов закупок. Зато средний бизнес может получить солидного партнера в лице ООН.
«50 российских предприятий пилотно принимают участие в тендерах ООН», — рассказывает зампред комитета «Деловой России» по экспорту Антон Степанов. Среди них может оказаться, например, татарская «ХаляльПродукт», уже успешно экспортирующая свою продукцию в Казахстан и Турцию. Г-н Степанов надеется, что в скором времени число российских компаний, принимающих участие в этих тендерах, достигнет ста. Однако сейчас, по его словам, для участия в конкурсах, как и для выхода на международный рынок, приходится дорого платить. Причем неизвестно, удастся ли окупить удачными сделками эти затраты. Это и объясняет осторожность российских экспортеров.