Перейти к основному контенту
Общество ,  
0 

Каждый шестой рубль — АвтоВАЗу

Фото: REUTERS
Фото: REUTERS

РБК выяснил, как были распределены средства по программе утилизации и трейд-ин среди автозаводов. Основным получателем субсидий был АвтоВАЗ, но  в 2015-м его доля сократилась в пользу производителей иномарок.

Скидка за старье

Госпрограмма утилизации и трейд-ин предусматривает скидки для покупателей нового автомобиля российский сборки в размере от 40 тыс. до 350 тыс. руб. в зависимости от типа машины. В январе—мае 2015 года по программе было продано около 100 тыс. автомобилей (данных за июнь—июль Минпромторг не предоставил), в 2014-м — 188,2 тыс. (программа была запущена в сентябре 2014-го для поддержки продаж на падающем рынке). Скидки предоставляют производители, а государство компенсирует им расходы в виде субсидий.

В прошлом году на программу двумя траншами было выделено 10 млрд и 2,9 млрд руб., в этом — 10 млрд и 5 млрд руб. Но как именно правительство разделило эти деньги между производителями, до сих пор известно не было.

Данные о распределении обнаружились в приказах Минпромторга за декабрь 2014 года и март 2015-го, с которыми удалось ознакомиться РБК. Шесть из 16 участников программы подтвердили суммы, указанные в документах. Пресс-служба Минпромторга на запрос не ответила.

Согласно приказу Минпромторга, в 2014 году из 12,9 млрд руб., выделенных на программу обновления автопарка, 10 млрд руб. (77,5%) досталось российским производителям — АвтоВАЗу, УАЗу, ГАЗу и КамАЗу. Больше всех — 2,8 млрд руб., или 21,7% от общего бюджета — получил АвтоВАЗ. На втором месте — УАЗ, который входит в группу Sollers Вадима Швецова: на долю ульяновского автозавода пришлось 19,1% объема субсидий — 2,5 млрд руб. Суммарная господдержка Sollers, куда помимо УАЗа также входят Mazda, Isuzu и 50% Ford Sollers, в прошлом году была сопоставима с АвтоВАЗом — чуть меньше 2,7 млрд руб. ГАЗу и КамАЗу досталось примерно по 18% бюджета программы — 2,4 млрд и 2,3 млрд руб. соответственно.

Среди производителей иномарок крупнейшим получателем субсидий в прошлом году стали Hyundai (с учетом KIA) и Volkswagen — 661,7 млн и 641,8 млн руб. соответственно (примерно по 5%). Renault получила 551,6 млн руб. (4,3%), Ford досталось 329,4 млн руб., Nissan — 221,3 млн руб. По 100  млн руб. было выделено General Motors (GM), GM-Avtovaz, производителю грузовиков Mercedes и «ПСМА Рус» (собирает Peugeot, Citroen и Mitsubishi). А меньше всех получила Toyota — 17 млн руб.

Источники РБК в компаниях поясняли, что распределение средств зависело от многих параметров, в том числе от объема производства, продаж и локализации выпуска на российских заводах.

Помогли иностранцам

В 2015 году при распределении первого транша в 10 млрд руб. господдержка раздавалась российскими и иностранными компаниями почти поровну. Изменилась и формула распределения средств: 60% суммы досталось производителям легковых автомобилей, остальные деньги пошли на поддержку продаж коммерческого транспорта.

В результате АвтоВАЗ получил от государства 1,6 млрд руб.: тольяттинский автозавод остался лидером программы, но его доля в общем объеме субсидий снизилась с 21,7 до 15,8%. ГАЗу и КамАЗу государство компенсировало по 1,2 млрд руб. (доля каждого в общем объеме субсидий снизилась с 18  до 12%). Еще меньше досталось УАЗу — 1,1 млрд руб. (11% против прошлогодних 19,1%).

Размер субсидий для производителей иномарок, наоборот, резко вырос. Господдержка Hyundai увеличилась почти втрое, до 1,5 млрд руб., — около 15% в общем объеме господдержки. Это чуть меньше, чем у АвтоВАЗа, но больше субсидий для других российских автопроизводителей — ГАЗа, КамАЗа и УАЗа. Источники РБК в компаниях говорят, что Hyundai в 2015 году государство компенсировало затраты на скидки, которые корейский производитель предоставил сверх квоты по прошлогодней программе. Именно дополнительные выплаты позволили корейской компании стать вторым по величине получателем субсидий.

Но лимиты других производителей иномарок в 2015 году тоже выросли. Renault получила от государства 877,5 млн руб. — вдвое больше, чем в прошлом году (рост доли в общем объеме поддержки с прошлогодних 4,3 до 9%). Размер субсидий для Volkswagen увеличился на треть, до 827 млн руб. Nissan, GM-Avtovaz и «ПСМА Рус» также получили вдвое больше — 592,8  млн, 240,4 млн и 234,8 млн руб. соответственно. Но самый большой рывок произошел у Mazda и Toyota: объем господдержки японских автопроизводителей вырос более чем в три раза, до 167 млн и 56,5 млн руб. соответственно. Частично рост квот у других производителей иномарок также произошел за счет компенсации скидок, сделанных сверх лимитов в прошлом году, поясняют два собеседника РБК.

Впрочем, не все производители иномарок смогли добиться лучших условий для продолжения участия в программе утилизации и трейд-ин в текущем году. Субсидии для Ford Sollers, наоборот, снизились — до 336,3 млн руб. Меньше получил и второй американский автопроизводитель — GM: 48,6 млн против 100 млн руб. в прошлом году. GM, впрочем, в этом году не дошел до конца программы: 18 марта автоконцерн объявил, что скоро прекратит продажи в России Opel и массовых моделей Chevrolet (обе марки входят в GM). Почему снизился размер субсидий для Ford, представитель бренда не комментирует.

Последний транш

Равномерное распределение субсидий между российскими и иностранными автопроизводителями — это попытка сбалансировать поддержку предприятий, работающих на территории страны, полагает исполнительный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов.

Впрочем, российские автопроизводители еще могут взять реванш в текущем году. 13 июля правительство одобрило выделение следующих 5 млрд руб. на продление действующей программы утилизации и трейд-ин. По данным сразу нескольких источников РБК, среди автопроизводителей, почти вся сумма достанется АвтоВАЗу, ГАЗу и УАЗу, а также двум производителям иномарок — Hyundai и альянсу Renault-Nissan. Многие из оставшихся компаний до сих пор не исчерпали свои квоты по первому траншу.

Российские производители из этой суммы получат по 1–1,5 млрд руб., утверждают два собеседника РБК в компаниях-производителях. При этом, добавляют они, почти все деньги уже потрачены: второй транш пойдет в основном на покрытие скидок, которые были сделаны сверх лимитов по первому траншу в первом полугодии этого года. На второе полугодие этой суммы не хватит.

По оценкам участников программы, по ней сейчас продается порядка 40% автомобилей. Это существенная поддержка с учетом текущего спада автомобильного рынка.

По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в 2014 году объем продаж новых автомобилей в России снизился более чем на 10%, в январе—июне 2015 года — на 36,4%. По итогам текущего года АЕБ ожидает сокращения рынка на 36%, до 1,6 млн штук. Без продления программы на второе полугодие обвал продаж будет глубже, уверены топ-менеджеры в трех компаниях.

Представители Sollers, Hyundai, KIA, группы ГАЗ и КамАЗа от комментариев отказались, остальные участники программы на запросы РБК не ответили.

Выборы в местные советы Англии завершились поражением правящей партии

МВД России объявило в розыск Зеленского и Порошенко

В Иерусалиме в храме Гроба Господня сошел Благодатный огонь

На Западе признали, что Россия приспособилась к экономическому давлению извне

НАТО в рамках учений отрабатывает коалиционные действия против России

Появились новые кадры последствий снегопада в Екатеринбурге. Видео

Баффет продает акции Apple. У компании проблемы в бизнесе

Задержанные после сожжения Нового завета извинились на видео

В Госдуме предложили смягчить требования к тонировке передних стекол

В какой банк положить деньги: топ-10 вкладов в мае 2024-го

«Газпром» получил убыток в 2023 году. Будут ли дивиденды?

В России ускорилось снижение цен на вторичное жилье. Таблица городов

Биржевые цены на какао-бобы рухнули на 30%. Что произошло?

Бывший министр финансов Задорнов рассказал о тромбозе в российской экономике

Синоптики раскрыли причины «языка холода» в России

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 4 мая
EUR ЦБ: 98,56 (-0,08)
Инвестиции, 03 мая, 16:44
Курс доллара на 4 мая
USD ЦБ: 91,69 (-0,36)
Инвестиции, 03 мая, 16:44
Адвокат Чекалиных заявил об отсутствии у пары задолженности перед ФНС Общество, 03:22
Погибший участник военной операции Васильев получил звание Героя России Политика, 02:59
Die Zeit узнала о 6 тыс. онлайн-совещаниях Минобороны в открытом доступе Политика, 02:32
В Нью-Йорке провели шествие в честь погибших солдат во Второй мировой Политика, 02:22
В России создадут комиссию по противодействию незаконной занятости Политика, 02:07
В Верховной раде допустили просьбу о введении западных войск Политика, 01:38
В Харькове вновь прогремели взрывы Политика, 01:03
Онлайн-курс Digital MBA от РБК
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
В Киеве возбудили дело после обливания краской памятного креста Бандере Политика, 00:51
Посол Нидерландов в России Плух завершил миссию Политика, 00:22
Патриарх Кирилл помолился об установлении «прочного и справедливого мира» Политика, 00:16
Путин приехал на пасхальную службу в храм Христа Спасителя Политика, 00:10
Замглавы Тернопольского совета заявил об участии в разграблении Украины Политика, 04 мая, 23:48
Соболенко проиграла первой ракетке мира в финале турнира в Мадриде Спорт, 04 мая, 23:38
ЦАХАЛ отчиталась об уничтожении одного из командиров «Исламского джихада» Политика, 04 мая, 23:28