«Аэрофлот» не продается
Депутаты Госдумы вмешались в процесс продажи государством своего имущества. Вчера председатели думских комитетов по транспорту Евгений Москвичев и экономической политике Игорь Руденский выступили против приватизации госпакета «Аэрофлота». Представители перевозчика делают авиакомпанию открытой и интересной для инвесторов, рассматривая вопрос размещения 10% акций компании.
«Учитывая динамичное развитие компании, ее устойчивое финансовое положение, а также в связи с регулярными перечислениями крупных дивидендов в федеральный бюджет и освоением новых воздушных судов отечественного производства считать нецелесообразным на данном этапе развития российской экономики приватизацию пакета акций «Аэрофлота», находящегося в госсобственности», — говорится в решении совместного заседания двух думских комитетов — транспорта и экономической политики (копия решения имеется в распоряжении РБК daily). «На базе компании «Аэрофлот» мы увидели, как государство может эффективно управлять собственностью. На многих совещаниях звучит речь о том, что государству нужно уходить из бизнеса, государство не может управлять компаниями. Но здесь мы увидели, что компания растет. К 2025 году капитализация компании достигнет 7 млрд долл.», — сказал Игорь Руденский по итогам совещания.
Минэкономразвития еще в прошлом году предлагало приватизировать принадлежащие государству 51,17% акций «Аэрофлота» до 2016 года. В январе этого года первый вице-премьер Игорь Шувалов отметил, что «в ходе приватизации «Аэрофлот» должен перейти под контроль стратега, который сможет развивать авиакомпанию». «Главное, чтобы не пришел стратег, который их убьет как конкурента», — отмечал первый зам Дмитрия Медведева.
Гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев в свою очередь отмечал, что приватизировать «Аэрофлот» нецелесообразно, так как не выполнены «два основных параметра, по которым обычно происходит приватизация, — это деньги в казну либо качественное улучшение сервиса». По его словам, сейчас компания недооценена на 40%.
Официальный представитель «Аэрофлота» не стал комментировать обсуждение процесса продажи государством авиакомпании. Источник, близкий к совету директоров «Аэрофлота», отмечает, что если государство выйдет из акционеров, то новый акционер может не разрешить эксплуатацию отечественных самолетов и заставить авиакомпанию закрывать убыточные дочерние структуры.
В то же время перевозчик сохраняет планы по внебиржевому листингу на Нью-Йоркской бирже. Как отмечает источник РБК daily в компании, этот вопрос все еще находится на утверждении совета директоров. Как сообщалось ранее, компания хочет разместить ADR в соотношении одна расписка на пять акций. Это делается «для знакомства американских инвесторов с компанией, поскольку их интерес к авиации сейчас очень высок». В то же время, как отметил источник РБК daily, размещать менее 10% акций нет смысла. Он не исключил того, что авиакомпания может разместить не только свои акции (сейчас у «Аэрофлота» 6% квазиказначейских акций). В качестве одного из возможных партнеров он назвал «Ростех» (у компании 3,5% акций).
Для продажи авиакомпании надо поймать момент ее высокой капитализации, этот вопрос должен быть экономическим, а не политическим, говорит главный редактор журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Синицкий. Эксперт вспоминает, что «Аэрофлот» пытаются приватизировать с 1998 года, но до сих пор ничего не произошло. «В то же время многие шаги в развитии «Аэрофлота» были связаны с инициативами и критикой частных акционеров», — напоминает г-н Синицкий.