В лесной отрасли реализуется не более 40% заявленных проектов
Минувший год оказался для лесной промышленности результативным. По данным министерства экономического развития (МЭР), вложения в лесопромышленный комплекс в 2007г. увеличились более чем на 40% и составили 2,6 млрд долл.
Характерной особенностью лесной отрасли стал приход на этот рынок непрофильных компаний и, в частности, кредитных организаций, которые всерьез заинтересовались лесопромышленным комплексом. Однако количество заявленных инвестиционных проектов в целлюлозно-бумажном производстве, производстве плитных материалов значительно больше, чем реальных.
"Сейчас у нас получается, что в двух соседних регионах заявляется по паре целлюлозных заводов. Здравый смысл показывает, что это не рационально", - говорит гость программы "В фокусе" на РБК-ТВ президент Global EDGE Михаил Лифщиц. По его мнению, только 15% от заявленных проектов будет реализовано. Президент Конфедерации ассоциаций и союзов лесной промышленности Валерий Сайковский предполагает, что реализуется 30-40% от заявленного.
Очевидно, что вложения в лесную отрасль не приносят "быстрых" денег. К примеру, целлюлозно-бумажный проект стоит 2-3 млрд долл. На строительство объекта уходит 3-4 года, а окупается через 5-6 лет. "В сельское хозяйство, как и в лесное инвестиции идут в последнюю очередь. Лесная отрасль не совсем лакомый кусок, но зато надежный, потому что это возобновляемый природный ресурс, который прирастает каждый год", - говорит председатель по развитию Комитета лесного хозяйства и лесной промышленности ТПП РФ Александр Беляков.
По мнению эксперта, те меры, которые были озвучены и приняты государством, не достаточны для того, чтобы инвестор пошел в лесную отрасль. Он предлагает продавать лес в собственность. Как показывает практика, аренда - малоэффективный инструмент по привлечению инвестиций в отрасль. По его словам, на собственников гораздо легче надавить экономически, поскольку лес является предметом залога, в то время как на арендатора давит чиновник, коррупция, который всегда может найти повод, чтобы ликвидировать у него право аренды.
Между тем В. Сайковский уверен, что аренда леса - более гибкий инструмент для привлечения инвесторов. Если лесовладельцы покажут свою недееспособность или окажутся спекулянтами, то лес можно забрать и перераспределить между другими желающими. "В некоторых регионах крупные лоббистские структуры уже берут большие куски леса в аренду, заявляя, что будут строить "светлое будущее", - рассказывает он. Аренда позволяет эту ситуацию смягчить. Очевидно, что бизнесу нужно какое-то время, чтобы научится "полувладеть" лесным хозяйством. Чтобы стимулировать в стране лесопереработку и развитие ЛПК, необходимо, например, не взимать НДС с инвестиций, освободить от налога на прибыль, вернуться к биржевой торговле, чтобы уйти от теневого оборота как круглого леса, так и материалов, произведенных из незаконно заготовленной древесины.
Сейчас бизнесу от государства нужна не финансовая поддержка, а развитие инфраструктурных проектов – дороги, энергетика. Поскольку бизнесу тяжело справиться в одиночку с такими длинными амортизационными проектами, отмечает М. Лифшиц И, наконец, в лесной отрасли необходимо решать кадровый вопрос. "Пока у нас в Лесную академию (Лесотехническая академия им. С.М. Кирова) идут из-за военной кафедры. Это своего рода убежище от наших вооруженных сил", - говорит он. Примерно из 10 выпускников только один приходит работать в отрасль по специализации, подтверждают другие участники рынка.