В мире растет спрос на бизнес-джеты
Однако компании, занимающиеся производством бизнес-джетов (business jet, персональный самолет бизнес-класса), радостно потирают руки: спрос на их продукцию растет рекордно быстрыми темпами. Причем эксперты отмечают, что в ближайшее время объем продаж такого рода самолетов будет лишь расти.
"Количество богатых людей увеличивается. Причем бизнес-джет часто становится необходимостью. Есть все основания полагать, что спрос на эти самолеты будет расти очень быстрыми темпами", - отмечает основатель J. Mesinger Corporate Jet Sales Inc Джей Месингер. Подтверждает эту точку зрения и статистика: по итогам I квартала прошлого года было продано 211 бизнес-джетов, что на 41% меньше, чем показатель с.г. - 297 персональных самолетов. По примерным оценкам, к концу года количество проданных самолетов бизнес-класса составит около 1200 шт., по сравнению с 1138 шт. в прошлом году. "Этот сектор не отреагировал ни на кризис subprime, ни на стремительный рост цен на нефть", - говорит представитель Teal Group Ричард Абулафия.
Тем временем растет не только количество уже проданных самолетов, но и количество заказов. Причем эксперты отмечают, что в последнее время резко вырос спрос на бизнес-джеты со стороны России и стран ближневосточного региона, которые из-за удорожания сырья получают сейчас сверхприбыль. Так, по прогнозам экономистов промышленного и аэрокосмического конгломерата Honeywell International Inc, в этом году количество заказов может достичь рекордной отметки 1300 шт.
Например, только за последнюю неделю три производителя бизнес-джетов объявили о крупных заказах, общая сумма которых превысила 3,5 млрд долл. Крупнейший оператор программы долевого владения NetJets разместил заказ на 40 самолетов бизнес-класса Gulfstream. Сумма сделки, по которой Gulfstream Aerospace поставит эти самолеты составила 1,9 млрд. долл. Солидный заказ получил и канадский производитель Bombardier Aerospace – компания должна поставить 110 бизнес-джетов среднего класса. И, наконец, компания Cessna Aircraft получила заказ на 87 млн долл. от канадской авиакомпании Execaire.
Причем самое интересное, что основную прибыль производители бизнес-джетов получают из-за границы. По данным GAMA, в прошлом году около 58% заказов поступило от северо-американских покупателей, 25% - от европейских, 8% - из Латинской Америки, около 5% - из Азии и с Ближнего Востока и лишь около 4% от азиатских клиентов. Эти данные свидетельствует о значительном снижении спроса на бизнес-джеты со стороны американских покупателей, ведь еще в 2005г. они являлись покупателями 75% всех самолетов бизнес-класса. "Дорогое топливо и ограничение кредитования в США не лучшим образом сказалось на американском рынке бизнес-джетов, - добавляет Джей Месингер. – Основная прибыль сейчас идет со стороны европейских стран и государств ближневосточного региона".