Пятая часть россиян считает ЕГЭ формальной оценкой знаний
К негативным изменениям с внедрением ЕГЭ 28% россиян относят неспособность новой системы учитывать индивидуальные особенности учеников, 18% респондентов считают, что российская школа теряет свои особенности. За год с 36% до 27% сократилось число затрудняющихся определенно высказаться по поводу рисков ЕГЭ.
Одновременно возросла доля тех, кто опасается стирания индивидуальных особенностей учащихся (с 24% до 28%) и снижения роли учителя в оценке знаний ученика (с 11% до 16%). При выборе формы сдачи экзамена 31% россиян отдают предпочтение ЕГЭ. Приверженцами прежней системы остаются 45% опрошенных (среди жителей Москвы и Санкт-Петербурга - 52%), затруднились с выбором 24%.
Среди плюсов ЕГЭ 43% респондентов отмечают возможность поступить в вуз без дополнительного экзамена. Еще 16% опрошенных затруднились с оценкой, в 2005г. не могли определиться 21%. Среди позитивных изменений в отечественном образовании с переходом на ЕГЭ россияне отмечают, прежде всего, возможность для талантливых выпускников школ из регионов поступать в лучшие вузы страны (26%) и упрощение процедуры поступления в вузы (23%). 18-19% опрошенных надеются, что с введением ЕГЭ уменьшится коррупция на стадии поступления в вузы, а также, что российское образование приблизится к международным стандартам.
Менее значительным общественному мнению представляется влияние ЕГЭ на стандартизацию оценки знаний, снижение субъективизма в оценках (12-13%) и тем более на повышение качества подготовки и знаний учащихся (8%). За год на 9% сократилась доля респондентов, затрудняющихся отметить положительные сдвиги в связи с введением ЕГЭ. Уровень информированности о ЕГЭ среди россиян возрос с 77% в 2005г. до 83% в 2006г.
Как и год назад, респонденты узнали об экзамене из средств массовой информации - 55%, еще 28% человек толкнулись с ЕГЭ сами. Наибольшую заинтересованность в этом вопросе проявили опрошенные, в семье которых есть несовершеннолетние дети или внуки (в этой группе 86% знают о ЕГЭ, тогда как среди остальных опрошенных - 78%). Не знают об этой форме сдачи экзаменов 16% опрошенных.
В опросе приняли участие 1600 человек в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
Между тем чиновники в сфере образования признали результаты ЕГЭ-2006 положительными и свидетельствующими об успехе эксперимента. В этом году ЕГЭ сдавали уже около 950 тысяч школьников из 79 регионов страны, в числе которых и Москва. Впрочем, в столице выпускники имеют возможность выбора - сдавать ЕГЭ или обычные экзамены.
Отметим, что именно в Москве больше всего противников введения ЕГЭ. Ректоры ведущих вузов, в том числе ректор МГУ Виктор Садовничий, не раз заявляли, что не считают результаты единого госэкзамена достаточными для подтверждения знаний абитуриентов. Неслучайно именно МГУ отстоял право не принимать результаты ЕГЭ в качестве вступительных экзаменов вплоть до всеобщего введения практики единого госэкзамена.
Некоторые противники ЕГЭ пока не теряют надежду, что им удастся отстоять свою позицию. Они считают, что это пока что эксперимент, и еще рано с полной уверенностью заявлять об обязательном введении ЕГЭ. Однако, судя по всему, новая система все же будет приведена в действие в 2008г.