Возвращение героя
P&G на прошлой неделе объявила о смене гендиректора. Крупнейшим производителем потребительских товаров в мире, переживающим кризис, будет руководить Эй Джи Лафли, уже бывший главой компании в 2000—2009 годах. Именно он создал P&G в ее современном виде, но теперь стороннику премиальной продукции придется подстраиваться под изменившийся спрос — после кризиса потребители стремятся экономить. Возвращение к руководству прежних топ-менеджеров в США — не такая уж редкая практика.
Преемник не справился
«Я не ухожу. Это было бы безумием, я люблю этот бизнес», — заявлял Эй Джи Лафли в конце 2008 года The Financial Times, отвечая на вопрос, не намерен ли он покинуть P&G. Однако в июле 2009 года он оставил компанию на попечение Роберта Макдональда, которого он на протяжении пяти лет готовил к посту гендиректора. В конце прошлой недели P&G объявила, что Макдональд уходит в отставку, а у руля снова встанет его предшественник. «Совет директоров позвонил мне и спросил, могу ли я вернуться, и, честно говоря, долг призвал меня», — прокомментировал свое возвращение г‑н Лафли.
За время своего первого правления (2000—2009 годы) Лафли удвоил продажи P&G, доведя их до 83,5 млрд долл. Он покинул компанию на пике мирового экономического кризиса, когда потребители в развитых странах стали экономить и переключались с дорогой продукции P&G на более дешевые аналоги конкурентов или собственные марки торговых сетей. Попытка компании сосредоточиться на выпуске недорогих продуктов не спасла ее от сокращения доли на рынке.
Акции P&G стагнировали в 2010—2011 годах, а также большую часть прошлого года, после чего начали расти вместе с рынком акций США. В начале 2012 года Макдональд запустил план сокращения издержек P&G на 10 млрд долл. к 2016 году, однако инвесторы все равно были недовольны. Прошлым летом глава Pershing Square Capital Management Билл Экман аккумулировал пакет акций компании на 1,8 млрд долл. и стал добиваться отставки гендиректора. Компания трижды понижала финансовый прогноз и увеличила продажи по итогам прошлого финансового года только на 3%, до 83,7 млрд долл.
Старый конь P&G не испортит
«Мы испытываем к Эй Джи невероятное уважение. Мы очень рады быть акционерами Procter & Gamble», — отреагировал на смену руководства компании Билл Экман. Сам Лафли поспешил напомнить сотрудникам свой главный принцип: «Потребитель — наш босс». Во время своей работы в компании он прославился тем, что искал идеи, общаясь непосредственно с покупателями продукции компании, и даже убеждал их установить у себя видеокамеры, чтобы P&G могла понять, что не так с существующими товарами. Характерный пример: в середине 1990-х, еще не будучи главой всей компании, он провел среди коллег опрос относительно новой разработки — концентрированного стирального порошка. Половина из них ответили, что такой продукт не нужен, половина — не определились. Тем не менее он вывел стиральный концентрат на рынок и не прогадал. Вершиной его управленческой карьеры стала покупка в 2005 году за 57 млрд долл. акции компании Gilette. Четыре года спустя, перед своим уходом, P&G выписала ему премию акциями на 3,5 млн долл. за «стратегическое видение» при совершении той сделки.
Сотрудникам P&G Лафли написал, что намерен укрепить бизнес в развитых странах, ускорить рост в развивающихся, расширить портфель инноваций, а также сократить издержки и повысить производительность. Впрочем, часть нынешних проблем компании — следствие прошлой политики самого Лафли. Например, он стремился создавать как можно больше премиальных продуктов, спрос на которые упал после кризиса. В укор ему также ставят чрезмерную зависимость P&G от рынка США и недостаточное внимание к развивающимся странам, что ударило по компании во время рецессии.
Эксперты полагают, что второе пришествие Эй Джея Лафли в P&G будет долгим. «Совет директоров поставит перед ним задачу: «Вернись, направь корабль на верный курс и воспитай следующего гендиректора — тогда ты будешь героем». Когда совет директоров возвращает в строй легендарного лидера, это говорит о том, что они пришли к выводу, что менять что-то нужно прямо сейчас, ждать уже невозможно», — сказал Bloomberg глава компании в сфере executive search Crist/Colder Associates Питер Крист.
Возвращение к руководству корпорациями их бывших глав в США не редкость. Например, в апреле розничная сеть JC Penney отправила в отставку гендиректора Рона Джонсона, который ранее работал в Apple. Его сменил предыдущий глава компании Майро Уллман. Пожалуй, наиболее успешный comeback в американской корпоративной истории — назначение в 1996 году на пост гендиректора Apple основателя компании Стива Джобса, которого «выжали» из компании в 1985 году.