Банкам КНР прописали эффективность
Темпы роста прибыли ведущих китайских банков в прошлом году резко сократились, став минимальными за последние несколько лет. Бизнес традиционных кредитных институтов страдает и от усилий китайских властей по развитию рынка облигаций, и от роста популярности теневого банковского сектора. Банкам КНР нужно оперативно повысить эффективность бизнеса, считают эксперты.
Третий по величине в КНР Agricultural Bank of China получил в прошлом году 23,3 млрд долл. чистой прибыли, увеличив ее на 19%. Темпы роста показателя, однако, стали минимальными с 2010 года. Для сравнения, за 2011 год банк увеличил прибыль на 29%. Схожая картина и у четвертого по величине в стране Bank of China, который получил 22,45 млрд долл. чистой прибыли. Показатель вырос только на 12% (против 19% годом ранее), что стало минимальными темпами роста с 2006 года.
Эксперты объясняют замедление роста прибыли китайских банков сразу несколькими факторами. «ВВП Китая в прошлом году вырос на минимальные за последние десять лет 7,8%, что, естественно, отразилось на прибыли финансовых институтов. Кроме того, политика ЦБ стала менее благоприятной для банков, что сократило прибыльность их бизнеса», — пояснил РБК daily аналитик Capital Economics Циньвэй Ван. Ранее разница между ставками по банковским кредитам и процентами по депозитам превышала 3 п.п., что было одним из лучших показателей в мире, добавил он. Однако по итогам прошлого года этот показатель Bank of China составил только 2,15 п.п., а в случае Agricultural Bank — 2,81 п.п.
Кроме того, банкам стало сложнее привлекать кредитных клиентов. «Китайские власти сейчас активно развивают долговой рынок. Набирают популярность новые формы заимствований, в частности корпоративные бонды, что негативно отражается на кредитном портфеле банков», — отметил г-н Ван. Впрочем, по последним данным, в этом бизнесе банков наметились улучшения. В январе четыре крупнейших китайских кредитных института, на которые приходится 30—50% общего банковского кредитования, выдали новых займов почти на 60 млрд долл. против 33,8 млрд долл. в декабре.
Наконец, бизнес традиционных финансовых институтов страдает из-за теневого банкинга. «Малым и частным китайским компаниям куда сложнее получить заем от подконтрольных государству банков, чем крупным и государственным предприятиям. В результате они вынуждены занимать на подпольных рынках», — сказал г-н Ван. Сейчас основные игроки этого рынка — трасты — имеют вполне легальный статус и обладают активами с совокупным объемом около 1 трлн долл. По оценке KPMG, эти структуры уже обошли по объему активов местные страховые компании и являются вторыми по величине представителями финансового сектора КНР после банков.
Эксперты считают, что банкам КНР нужно повышать эффективность. «Власти дали понять, что хотят увеличить конкуренцию на местном финансовом рынке, привлечь туда частных инвесторов. Поэтому с приходом новых игроков традиционным тяжеловесам будет сложно сохранить прежние темпы роста прибыли. Единственное, что им остается, — увеличить эффективность бизнеса, предложить лучшие продукты, усилить контроль за рисками и при этом расширить клиентскую базу за счет привлечения малого бизнеса», — резюмировал Циньвэй Ван.