Москва притянула «Магнит»
Основатель сети «Магнит» Сергей Галицкий прославился нелюбовью к московским снобам и высказываниями о том, что «рубль, заработанный в столице, не отличается от рубля, заработанного в Урюпинске». Но, как обнаружил РБК, с сентября 2014-го Москва стала главным дивизионом «Магнита» по числу магазинов.
Столичный рекорд
«Я не очень люблю Москву. Вы поднимаете нам тарифы на железную дорогу по всей стране, а стадион «Локомотив» строите в Москве. Так и поднимайте тарифы только в столице! Если вы финал Кубка России всегда проводите в Москве, называйте его финал Кубка Москвы. Когда приезжают бразильцы и играют при морозе -10, хотя матч мог бы проходить на юге России, назовите это лучше «Сборная Москвы против сборной Бразилии», – говорил Галицкий в интервью «Ведомостям» почти десять лет назад.
К концу 2005 года, когда число магазинов сети приближалось к 1500, а сама компания готовилась к IPO на бирже, в Москве Галицкий мог похвастаться только одной сделкой. На тот момент «Магнит» поглотил 15 магазинов небольшой сети «Нестеровский» и на этом фактически заморозил свое развитие в столице. К началу 2011 года число «Магнитов» в Москве не превышало 20.
Возможно, отношение бизнесмена к москвичам не стало теплее, но вот стратегия самой сети изменилась: РБК обнаружил, что Москва по количеству точек «Магнита» обошла домашний для компании рынок Краснодара. По данным на сайте ретейлера, к началу 2015 года в столице работало 205 магазинов под брендом «Магнит» (пять гипермаркетов, 189 универсамов и 11 косметических магазинов), а родной для сети Краснодар остался на втором месте со 195 магазинами (девять гипермаркетов, 154 универсама, 32 косметических). Как уточнили в пресс-службе «Магнита», столичный дивизион стал крупнейшим с сентября 2014-го. Общее число магазинов ретейлера составляет сейчас 9711, на Москву приходится около 2% точек.
Значительная часть магазинов «Магнита» открылась в Москве сравнительно недавно, в выручке ретейлера их доля пока невелика – всего несколько процентов, считает гендиректор компании «InfoLine-Аналитика» Михаил Бурмистров. В 2014-м выручка «Магнита», по неаудированным данным самой компании, выросла на 31,7%, до 763,5 млрд руб. По подсчетам «InfoLine-Аналитики», в топе московских сетевых продавцов по итогам 2014-го «Магнит» занимал 12-е место по выручке.
«Получишь по голове»
«Крупные города – это проблема, там достаточно сильные конкуренты, просто так в лаптях туда зайти – получишь по голове», – говорил Галицкий в прошлом году в интервью журналу «Сноб». Сам бизнесмен живет в Краснодаре и предпочитает тратить деньги там же (один из самых затратных проектов Галицкого – строительство стадиона для футбольной команды «Краснодар»).
Исторически крупнейшие федеральные сети развивались на рынке Москвы, так как она является центром финансовых потоков, и Санкт-Петербурга, поскольку он близок к европейским рынкам, говорит старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева. В этих городах было гораздо больше возможностей найти деньги или партнеров, а «Магнит», по сути, единственный игрок федерального масштаба, которому удалось настолько вырасти из регионов, считает она.
На Москву и Петербург и сейчас приходится свыше 20% всего розничного товарооборота России, уточняет Колупаева. По данным Росстата, оборот в Москве в 2013-м составил около 4,0 трлн руб. (+3,5% к 2012-му; 333,529 тыс. руб. на душу населения), а в Краснодарском крае – только 916,6 млрд руб. (+5,7%; 170,772 тыс. руб. на человека). В Москве средний чек выше, и население, в принципе, меньше реагирует на рост цен, отмечает Бурмистров, но зато затраты на расширение бизнеса гораздо значительнее.
В сравнении с прочими городами-миллионниками покупка московской недвижимости обходится дороже примерно вдвое, а аренда – в 1,5 раза, считает Бурмистров. По данным консалтинговой компании «Магазин магазинов», ставки аренды для продуктовых магазинов площадью 500–1000 кв. м сегодня составляют в столице около $600–800 за 1 кв. м в год. Управляющий партнер Blackwood Константин Ковалев добавляет, что в торговом центре стоимость может быть ниже – в районе $150 за кв. м. Эксперты сошлись во мнении, что в регионах ставки оказываются в среднем на 50% ниже столичных.
Галицкий обещает
Пик экспансии «Магнита» в столице пришелся на 2012–2013 годы, и пока Галицкий не вполне доволен результатом: на телеконференции для инвестаналитиков, посвященной результатам за первый квартал 2014 года, он вновь повторил, что Москва – дорогой для входа регион и сеть продолжает терять деньги на некоторых местных магазинах. С 2013-го компания внедрила программу «Большой город», которая подразумевала пересмотр товарной матрицы и логистики в Москве и Петербурге. Какие результаты она дала и сколько убыточных точек осталось в столице, представитель компании не раскрыл.
Наступивший 2015-й должен стать самым агрессивным с точки зрения открытия новых магазинов, в том числе в Москве и Сибири, обещал Галицкий. Сеть вырастет больше чем на 2090 магазинов, разбивку по городам компания не дает. Капзатраты на расширение запланированы на уровне 65 млрд руб., что примерно соответствует уровню 2014 года.
При участии Веры Преловской