Не газом единым
Несмотря на то что Россия в продажах немецкого химического гиганта BASF занимает всего 1—2%, в прошлом году темпы роста выручки концерна в нашей стране были чуть выше, чем в среднем в мире. При этом опорой BASF служили не только и не столько нефть и газ, а отечественное сельское хозяйство и автопром.
По итогам 2012 года концерн BASF показал рекордный мировой объем продаж — 78,7 млрд евро, что на 7% превышает прошлогодний результат. Самыми быстрыми темпами росли сегменты нефти и газа и решений для сельского хозяйства, в то время как развитие химического направления замедлилось. При этом чистая прибыль концерна сократилась на 21%, до 4,9 млрд евро. Это побочный эффект увеличения доли сегмента нефти и газа, в отношении которого действуют значительно более высокие ставки налогообложения, объясняют в компании.
В России продажи BASF выросли примерно на 8%, с 1,2 до 1,3 млрд евро. Основным драйвером роста, рассказал РБК daily финансовый директор концерна д-р Ханс-Ульрих Энгель, был сегмент решений для сельского хозяйства. В России BASF продает различные средства защиты растений: гербициды, вещества для борьбы с вредоносными грибами и насекомыми и т.д.
Также важным направлением остается нефтегазовый сегмент. В 2012 году BASF подписал соглашение с «Газпромом», по которому «дочка» немецкого концерна — Wintershall — получит 25% плюс одна акция в проекте по разработке двух участков ачимовских отложений Уренгойского месторождения.
Помимо сельского хозяйства, нефти и газа BASF считает наиболее перспективными для себя в России пять направлений: решения для автопрома, деревообработки и строительства, горнорудный сегмент, химию и нефтехимию. В прошлом году концерн запустил свое первое российское производство химических добавок в бетон — в Подольском районе Московской области. Планируется, что уже в первом полугодии 2013 года производство продуктов строительной химии будет запущено также в Казани. Кроме того, в своем отчете BASF отмечает, что в России высокий спрос на автомобильные и промышленные покрытия. В 2013 году концерн надеется увидеть дальнейший рост спроса со стороны российского авторынка.