Мода на бизнес
Лишь одна шестая часть молодых бизнесменов считают, что организовывать бизнес за рубежом перспективнее, чем в России. Такую веру в светлое будущее эксперты объясняют изменившимся образом молодого предпринимателя.
Большинство молодых предпринимателей верят в успех своего бизнеса в России, свидетельствуют данные февральского опроса, проведенного компанией «Бизнес Молодость» совместно с Левада-Центром. Так, 84% респондентов уверены, что жизнь в России с точки зрения ведения бизнеса гораздо перспективнее, чем на Западе. При этом 56% опрошенных не собираются выезжать за границу на ПМЖ, зато 73% хотели бы получить образование за границей.
Стратегии ведения бизнеса также поменялись. Если в начале 1990-х предприниматели делали упор на накоплении и сохранении средств, то сейчас приоритеты сместились: зачастую бизнес делается ради удовольствия. «На сегодня портрет предпринимателя изменился и перешел в другую фазу, — полагает сооснователь компании «Бизнес Молодость» Петр Осипов. — Современный предприниматель руководствуется тем, что занимается бизнесом не ради накопления денег, а занимается делом ради удовольствия».
Тем не менее молодежное предпринимательство нуждается в поддержке. Кроме налоговых преференций и снижения административного давления бизнесу необхода помощь учителей-практиков: 82% начинающих бизнесменов хотят найти себе ментора для индивидуальной работы над бизнесом.
«Безусловно, мы сделали скачок в сфере бизнеса, — комментирует член правления «ОПОРА России» Евгений Якубовский. — Если в первые годы после развала Союза за предпринимательство принимались различные схемы по приватизации госсобственности или распилу госбюджетов, то за прошедшее время это изменилось». По его мнению, нынешние предприниматели больше похожи на «классического бизнесмена». К тому же мода на предпринимательство у молодежи — хороший знак, уверен г-н Якубовский.
«Деловая Россия» никогда не говорила о том, что бизнес сегодня развивается в правильном направлении. К сожалению, развивается только сырьевая отрасль», — скептичен вице-президент организации Антон Данилов-Данильян. По его словам, перелом произошел после 2000-х: «Если раньше доля продукции сырьевой и первичной отрасли в экспорте была порядка 63—65%, то сейчас получается порядка 85%». По прогнозу предпринимателя, упор во второй половине XXI века придется сделать на сельскохозяйственных отраслях. «У нас есть огромные возможности, только нужно снять барьеры. В перспективе также развитие химической, коммуникационной и технологичной (производство технологий) отраслей», — добавляет он.