Российское кино становится привлекательным для инвестиций
"Рентабельный кинопрокат необходим для кино, как среда обитания", – объясняет в эфире телеканала РБК в программе "Сфера интересов" Дмитрий Рудовский, гендиректор студии Art Pictures. Именно система кинопроката смогла конвертировать зрительский голод на отечественное кино, возникший вслед за насыщением зарубежной продукцией.
Тем любопытнее, что в последние годы, между российскими производителями кино и "средой его обитания" назревает конфликт. Дело в том, что в 90-е, в период низкой популярности российских фильмов, кинотеатры соглашались на их прокат только при условии получения 50, а то и 60% от выручки. И, по словам Д.Рудовского, "так как деньги на кино в основном давались государством, продюсеру не так важно было вернуть их".
Сегодня "деньги на кино" приходится брать в кредит или привлекая средства инвесторов. И в Гильдии продюсеров России заговорили о том, что доля прокатчиков в дележе пирога слишком велика (в цивилизованных странах много ниже - 25-30%), и не пора ли им стать более цивилизованными. Тем более что спрос на российское кино растет.
Отметим, что государственная поддержка по-прежнему играет не последнюю роль, и это очевидным образом сказывается на содержании картин. Например, редактор журнала "Искусство кино" Даниил Донудрей отмечает высокий тираж в современном кино образа "человека в погонах" – силовика.
Кстати, гранты Федерального агентства по культуре и кинематографии (Роскино) достигают 1 млн долларов, и этих средств достаточно для производства полноценного фильма. Также предоставляет государство и налоговые льготы, например, освобождает от уплаты НДС при продаже авторских прав и пр.
Но факт производства картины и даже ее участия в кинофестивалях не гарантируют коммерческого успеха. И для продвижения на рынок требуются средства, в разы превышающие затраты на собственно съемку фильма: это и рекламная кампания, и подготовка копий для кинотеатров, и т.п.
В результате, из 200 картин, снятых в 2006г., в прокат вышло всего 59. Таким образом, современный режиссер сталкивается с двойной цензурой, как государственной (при выделении гранта), так и рыночной (вкусы продюсера).
"Но вопрос в том, что мы сильно преувеличиваем количество молодых и талантливых кинорежиссеров", – считает Д.Рудковский. Российский кинематограф еще не оправился от кризиса 90-х, когда многие специалисты оставили профессию, и сегодня ждать притока новых кадров неоткуда.
Впрочем, человеческий фактор всегда был основным риском в киноиндустрии. И пока только на Западе научились обсчитывать творческие процессы – там выработана система страхования кинопроизводства. В России страхуются лишь его отдельные фазы, например, аренду оборудования и т.п.
И похоже, основным способом страхования кинофильмов в РФ остается сильная ставка на рекламу. "Даже в случае провала в прокате, хорошо разрекламированный фильм окупится с течением времени", – говорит Д.Рудовский.