Цифровой Новый год
Многие россияне проведут каникулы не столько у экранов телевизоров, сколько у компьютерных мониторов. При этом скачивать будут легальный контент. Онлайн-кинотеатры ждут кратного роста числа посетителей, что может дополнительно принести видеоресурсам до 200 млн руб. Эти каникулы станут такими успешными еще и благодаря вступившему в силу антипиратскому закону.
«Антипиратский закон и популяризация онлайн-кинотеатров уже привели к тому, что кино и сериалы в Сети на легальных платформах смотрят 33 млн человек, — говорит один из авторов антипиратского закона и председатель правления ассоциации «Интернет-видео» Олег Румянцев. — Конечно, на каникулы многие уедут подальше от девайсов, но те, кто останется, будет смотреть больше».
Г-н Румянцев говорит, что в августе, сразу же после принятия антипиратского закона, рост трафика онлайн-кинотеатра Now составил 10%, а в сентябре вырос еще в 1,5 раза. Говорить о победе над пиратством пока не приходится: с момента принятия антипиратского закона в Роскомнадзор поступило всего 75 определений Мосгорсуда о предварительных обеспечительных мерах защиты интеллектуальных прав. Но потребитель уже распробовал легальный продукт. Например, только за год один из крупнейших онлайн-кинотеатров Рунета ivi увеличил количество просмотров с 90 млн до 180 млн просмотров в месяц. В январе 2013-го ресурс Zoomby посещало 450 тыс. уникальных посетителей в сутки, в ноябре 2013-го — уже 950 тыс., тоже двухкратный рост.
По данным международной коммуникационной сети ZenithOptimedia, объем рекламы в видеорунете по итогам 2013-го составит 95 млн долл. против 60 млн. долл. в 2012-м, а по итогам 2014-го прогнозируется 135 млн долл.
Олег Румянцев говорит, что раньше не мог и представить, как много в Сети предложений доступного и качественного контента. «Пока велась работа над совершенствованием антипиратского законодательства, профессиональным долгом было ознакомиться со всеми легальными платформами. И, если честно, уже не представляю комфортную жизнь без подобных сервисов, — говорит г-н Румянцев. — Вот совсем недавно посмотрел на «Амедиатеке» «Джобс. Империя соблазна», а потом пересмотрел на ivi свой любимый «Париж.Техас» Вима Вендерса».
По подсчетам руководителя исследований Интернета аналитического центра Vi Алексея Беляева, на «длинное видео», то есть сериалы и кинофильмы, здесь приходится примерно половина, так что объем только рекламы на онлайн-кинотеатрах вырос за год с 30 млн до 47 млн долл.
Но кроме рекламной модели в интернет-видео существует и схема монетизации контента, когда пользователь платит либо за месячный абонемент (100—300 руб.), либо за фильм или сезон сериала (50—300 руб., в зависимости от свежести продукта). Многие онлайн-кинотеатры, такие как «Амедиатека», Play, Stream, Viaplay и др., только так и работают. Другие, такие как ivi, Now, показывают фильмы как бесплатно, так и за деньги.
По оценкам исследования Online Video in Russia — From piracy to global integration, проведенным Tvigle и международной компанией East-West Digital News (EWDN), в прошлом году объем платного доступа к видеоконтенту в Рунете составил 6 млн долл., в текущем году составит 20 млн долл., в 2014‑м вырастет до 68 млн долл., в 2015-м вырастет до 112 млн долл.
На рост просмотров в новогодние каникулы рассчитывают и онлайн-кинотеатры, работающие как на рекламу, так и кинотеатры, использующие платную модель. Например, ivi к 180 млн декабрьских просмотров планирует получить в новогодние праздники дополнительные 40—50 млн просмотров, а Play рассчитывает заработать в январе около 60 млн руб. (что больше декабрьских цифр примерно на 20% и больше января прошлого года примерно в десять раз), и большая часть выручки придется именно на новогодние каникулы.
«По опыту предыдущих лет, смотрение видео в первую неделю нового года в среднем в два раза превосходит показатели за аналогичные периоды предшествующих месяцев», — говорит Владимир Кожин, директор по развитию Yellow, Black and White Digital, работающий над проектом Molodejj.tv.
«Мы рассчитываем на рост просмотров в десять раз больше, чем в прошлые новогодние каникулы», — говорит представитель «Стрим» Анна Черняховская, поясняя, что прошлогодние новогодние праздники дали рост продаж на 30% по сравнению с рядовым непраздничным периодом. На 30% роста рассчитывает и директор по маркетингу Megogo.net Иван Шестаков.
«Мы запустились в 2010 году, и в прошлые новогодние праздники наша аудитория увеличивалась практически в два раза. Уверены, что месячная аудитория в период праздников превысит 10 млн посетителей, — говорит гендиректор TVzavr Александр Беленов, — При том что сейчас сайт посещают примерно 8 млн в месяц, в прошлом году было в два раза меньше».
«В 2012 году в новогодние праздники падение количественных показателей достигало 17% по сравнению со средними показателями декабря, — говорит заместитель гендиректора Now Катерина Миронова. — При этом длительность и частота просмотров вырастала, а процент отказов снижался. Выходит, что в праздники пользователи заходили реже, но времени на сайте проводили больше».
«Статистика последних трех лет показывает резкий подъем посещаемости видеоресурсов на новогодние каникулы, — говорит представитель Zoomby Светлана Ащеулова. — Обычно такое увеличение составляет 20—25%. Это объяснимо: просмотр хорошего фильма является одним из любимых развлечений у нас в стране».
«Наши счетчики ежегодно показывают общее снижение трафика в новогодние каникулы примерно на 30%, — говорит создатель LiveInternet Герман Клименко. — Людей меньше, но и смотрят они больше. Так что надежды онлайн-кинотеатров могут быть оправданны».
И многие видеоресурсы рассматривают новогодние каникулы не просто как источник дополнительных доходов, но и как элемент получения новых клиентов, которые будут возвращаться на сайт в дальнейшем. Специальные новогодние коллекции и подборки готовят Stream, Play, Zabava, Zoomby, Trava, Viaplay, а в Now снизили цену на подписку с 25 декабря — вместо 150 руб. она будет стоить 95 руб.
«В целом можно прогнозировать, что онлайн-кинотеатры в новогодние каникулы получат дополнительные 120—180 млн просмотров разной степени глубины, — считает г-н Беляев. — Потенциально по прайс-листам в деньгах это как раз 120—180 млн руб., без учета скидок, которые могут быть достаточно высоки. Следует учитывать и то, сколько рекламы будет действительно продано — ее может быть и на четверть, и на треть меньше потенциальной емкости».
«В новогодние праздники мы прогнозируем существенный рост платных подписок и покупок фильмов, — говорит гендиректор компании Spb.Tv Кирилл Филиппов. — По нашим оценкам, по платной модели на праздники онлайн-кинотеатры смогут дополнительно заработать 2—3 млн долл.».
«У онлайн-кинотеатров начинается высокий сезон, точно как создатели фильмов сражаются за прокат в Новый год, так и владельцы онлайн-кинотеатров сейчас сражаются за своего зрителя, — говорит Олег Румянцев. — Я сам планирую провести новогодние каникулы с семьей в Москве. Будем смотреть много фильмов и, конечно, не только в онлайне, — говорит он. — В кино будем обязательно ходить, у нас есть эта традиция. И мне кажется, эти два вида потребления никак не мешают, а лишь дополняют друг друга».