Как конфликт с Турцией отразится на наших кошельках
Грядущее противостояние с Турцией больно ударит по некоторым российским компаниям, но вряд ли нанесет экономике серьезный урон.
Рынки вниз, нефть вверх
Финансовые рынки отреагировали на инцидент с российским бомбардировщиком хоть и с небольшой задержкой, но вполне предсказуемо: валюты начали снижение к доллару, фондовые рынки упали практически во всем мире и даже американские акции не стали исключением, открывшись вниз. Котировки нефти, напротив, пошли вверх, отражая растущие геополитические риски в ближневосточном регионе, но рубль ответил укреплением на рост нефти не сразу, а только под вечер.
Дело еще и в том, что на финансовых рынках основные читатели новостей — это вовсе не люди, а машины. Именно компьютеры анализируют заголовки и новости в автоматическом режиме и мгновенно выдают сигналы на покупку или продажу по определенным заранее алгоритмам. А вот нам, людям, сейчас предстоит проанализировать произошедшее событие и постараться, не поддаваясь эмоциям, понять, как и каким образом случившееся отразится на экономике и может повлиять на нашу повседневную жизнь.
Ответ президента Владимира Путина, что «трагическое событие будет иметь серьезные последствия для российско-турецких отношений», не заставил себя ждать. Комментарий представителей НАТО, что случившийся инцидент касается лишь российско-турецких отношений, оказался явно не в пользу Турции. Ведь, по сути, Анкара решила рискнуть жизнями 500 млн европейцев, втягивая НАТО в конфликт с Москвой, и поскольку европейские политики это прекрасно понимают, то никаких обострений отношений между ЕС и Россией не будет. Это пока самый лучший вывод, который можно сделать в первые дни после трагических событий с нашими летчиками.
Иран вместо Турции
Турция будет наказана за откровенную поддержку террористов, и наказание будет экономическим, возможно политическим, но явно не военным.
К сожалению, экономические меры бьют по обеим сторонам, потери во взаимной торговле и бизнес-проектах могут достигать десятков миллиардов долларов, могут пострадать интересы Сбербанка, «Газпрома», ЛУКОЙЛа, «Яндекса», ММК и «Интер РАО», но давайте разберемся, как кризис в отношениях с Турцией может отразиться на обычных российских гражданах.
Начнем с валютного рынка. Спешить в обменные пункты не стоит. Рубль устоял, и растущие из-за геополитических рисков цены на нефть поддержат котировки. Цены на природный газ также отреагируют ростом. Сальдо торгового баланса с Турцией останется положительным для России, ведь на долю наших энергоносителей приходится 60% турецкого потребления и никаким сжиженным газом из Катара Турция такой объем не восполнит.
Возможное продуктовое эмбарго если и отразится на ассортименте товаров и ценах на продукты в магазинах, то ненадолго. Не будем забывать, что у России появляется новый полноценный торговый и экономический партнер в Западной Азии, способный заместить турецкую плодоовощную продукцию, текстиль и товары легкой промышленности. Это Иран, сотрудничество России с которым набирает обороты. Фрукты из оазисов иранского Шираза ценятся не одно столетие, и у нас будет шанс их попробовать. Поэтому ожидать всплеска инфляции из-за возможного продуктового эмбарго не стоит. У нашей инфляции есть много других причин для роста.
А вот индустрия туризма и отдыха серьезно пострадает. Турецкое направление может закрыться надолго. Вполне вероятно, что возможность поездок в Египет откроется для наших туристов гораздо раньше, чем в Турцию. Тем, кто привык к семейному отдыху в турецких отелях, придется открывать для себя балканские страны или подумать о внутренних российских туристических направлениях. К сожалению, эти альтернативы обойдутся россиянам дороже, ведь Турция предлагала в массовом сегменте оптимальное соотношение «цена — качество».
Сидим дома
Владельцы турецкой недвижимости сейчас также озабочены судьбой своих владений. Полагаю, что можно их успокоить: праву собственности на квартиры и коттеджи в условной Анталье ничего не угрожает. Правила игры устанавливаются одинаковыми для всех иностранных покупателей недвижимости. Собственностью в Турции владеют не только россияне, но и скандинавы, немцы, англичане, и ущемление прав граждан отдельной страны означает полный коллапс для всего рынка недвижимости, чего турки, безусловно, никогда не допустят. Проблемы будут лишь с поездками в Турцию. Вполне вероятно, что у владельцев апартаментов возникнут определенные транспортные и визовые сложности и сезон-другой придется пропустить.
Транспортные проблемы вообще могут стать отдельной темой для обсуждения. Ведь если половина воздушного пространства Турции окажется закрыта для гражданского авиасообщения, то стоимость перелетов на более дальние направления, например в те же Эмираты, также возрастет.
Российский строительный сектор пострадает от ухудшения отношений с Турцией, ведь доля турецких компаний по некоторым оценкам составляет до одной трети внутреннего строительного рынка, и поиск новых подрядчиков и поставщиков стройматериалов однозначно увеличит стоимость объектов, возводимых в России в ближайшие несколько лет.
А еще нам придется приготовиться к усилению антитеррористических мероприятий и терпеть связанные с этим определенные неудобства. И не нужно испытывать иллюзий, что все вернется на прежнее место уже этим летом. Ближний Восток вступил в период серьезных политических и экономических трансформаций, и последствия этих процессов мы будем ощущать на своих кошельках еще долго.