Перейти к основному контенту

Недвижимость

Для сдачи в аренду

получать пассивный доход

Для продажи

сохранить сбережения

На будущее

сформировать наследство

Общество ,  
0 

Как не сбить пешехода?

Фото: Toyota
Фото: Toyota

У крошечного японца Мамору-ку тяжелая работа: каждый день он вынужден вновь и вновь... отважно шагать под колеса летящего на него автомобиля. Мамору-ку — манекен на полигоне Fujioka Aisin Test Course.

Мамору-ку помогает инженерам Toyota Motor Corp. испытывать разнообразные электронные системы помощи водителю в экстренных ситуациях. Например, систему предотвращения столкновений с функцией объезда пешеходов. Корреспондент РБК daily отправился на полигон для того, чтобы опробовать в деле эту и другие новейшие разработки компании, а также два «автомобиля будущего» — забавный трицикл Toyota i-Road и водородный концепт Toyota FCV Concept, дебютировавший на Токий­ском автосалоне.

Берегись пешехода

Визг покрышек, тестовый автомобиль Toyota Prius тормозит и едва заметно уходит в сторону, объезжая нашего знакомца Мамору-ку. Со стороны все выглядит настолько буднично, что невольно думается: даже испугаться не успел, фирменная кепка на месте. Стенд для испытания нового поколения системы предотвращения столкновений Pre-Collision System с функцией объезда пешеходов представляет собой прямой участок дороги, в конце которого и выскакивает на дорогу манекен. Разумеется, в самый неподходящий для водителя момент.

Задача проста донельзя, объясняют работники полигона: разогнать автомобиль до 70 км/ч, а затем просто наблюдать за работой электроники. Лазерный сенсор вычисляет внезапно возникшее препят­ствие, анализирует свободное место для совершения экстренного маневра и за четыре секунды до возможного столкновения самостоятельно активирует тормозную систему и поворачивает рулевое колесо. Максимальное отклонение от изначальной траектории составляет 70 см. Единственное «но»: все это происходит при полном бездействии водителя. В противном случае электроника отключается, отдавая полный контроль над ситуацией человеку. Японцы приводят статистику: по данным Института по изучению дорожно-транспортных происшествий Японии (ITARDA), полученным в 2008—2011 годах, примерно 16% ДТП можно было бы избежать путем одновременного торможения и манев­рирования.

После первого же тестового заезда выясняется, что спокойно наблюдать за развитием ситуации довольно тяжело: в момент, когда Мамору-ку выскакивает на дорогу, нога автоматически перескакивает на тормоз, а руль хочется крутануть в сторону. Японцы настаивают: надо попробовать перебороть себя, и все будет. Оно так и получается: при приближении к манекену на приборной панели начинает отчаянно мигать красная лампочка, но затем начинается экстренное торможение, а руль едва заметно виляет в сторону. Все выдохнули, все живы.

Автопилот близок

Две другие интересные системы, которые предъявили японские инженеры, — система поддержания заданной полосы движения Lane Trace Control (LTC) и продвинутый вариант круиз-контроля Cooperative-adaptive cruise control (CACC). Они разработаны специально для скоростных магистралей, поэтому их испытание проходило не на полигоне, а на совершенно обычном автобане в пригороде Токио. Тестовым образцом в данном случае выступил Lexus GS, видимо, именно люксовый бренд Toyota Motor Corp. получит эти технологии в первую очередь.

Работа LTC построена на слаженном взаимодействии камер и датчиков, установленных на автомобиле, а также датчика GPS. После того как автомобиль въезжает на магистраль и занимает необходимую полосу, водитель нажимает специальную кнопку на рулевом колесе, и электроника начинает отслеживать угол поворота баранки, крутящий момент и тормозное усилие, корректируя показатели по мере необходимости. Спутниковая навигация помогает определять крутизну поворотов и по мере необходимости корректировать траекторию, а если водитель ошибся с выбором скорости, система автоматически притормозит. Наблюдать за тем, как машина самостоятельно крутит рулем, конечно, необычно, поначалу ни о какой расслабленности не может быть и речи, особенно в крутых поворотах, но затем к этому явлению привыкаешь. Как и в предыдущем случае, если водитель берет управление на себя, система автоматически отключается. Единственное, признают сами японцы, пока для корректной работы LTC требуются более-менее пригодные погодные условия, к примеру, в сильный снегопад электроника капитулирует.

Понятно, что у немецких производителей есть похожие технологии. В этом смысле никакой Америки японцы не открыли, но LTC работает на редкость гладко, особенно в связке с CACC. Отличие последней от обычного круиз-контроля — в специальном блоке, при помощи которого осуществляется связь с впереди идущим автомобилем (при наличии такого же блока). Ведомый автомобиль синхронизирует все свои действия, поддер­живая заданную дистанцию, ускоряясь и замедляясь по необходимости. Фактически получается полный автопилот. Его работу, равно как и работу LTC, в случае с тестовым Lexus GS можно было отслеживать на центральном дисплее. Главный вопрос к CACC — в наличии универсального блока связи. Руководитель департамента по разработке продвинутых систем управления автомобилями Toyota Mo­tor Corp. Хироюки Канемитсу рассказал, что сейчас Toyota ведет переговоры с несколькими компаниями, в частности Mazda и Subaru, о совместной работе по унификации стандартов необходимого оборудования. Готовую серийную систему японцы обещают представить не позднее 2020 года. Оно и понятно — именно тогда состоится летняя Олимпиада в Токио.

i-Road: мотомобиль

Персональное мобильное средство передвижения — именно так представители Toyota называют свой электромобиль i-Road, представленный на Женевском автосалоне этого года. Забавный с виду трицикл на поверку оказался вполне боеспособной единицей на асфальте. Впрочем, обо всем по порядку.

В основе двухместного i-Road — два электромотора мощностью 2 кВт каждый, которые приводят в движение передние колеса, а также емкий аккумулятор. Время зарядки составляет три часа, полученной за это время энергии хватит, чтобы проехать около 50 км с максимальной скороcтью 45 км/ч. Вес автомобильчика составляет 300 кг. Внутри предусмотрены места для двух человек, хотя на практике залезть на заднее сиденье более-менее габаритному человеку не представляется возможным. Получится случай из категории «колени уши закрывают». Так что это место для картины, корзины, картонки или собачонки. Ребенок, впрочем, тоже поместится. А вот кресло водителя — вполне комфортное, хоть и по­строено по принципу «ничего лишнего».

Принцип прохождения поворотов у i‑Road мотоциклетный: электронный блок управления передними колесами Active Lean анализирует скорость, угол поворота рулевого колеса и данные гироскопа и смещает колеса вверх или вниз, в результате автомобиль наклоняется на необходимый угол вправо или влево. Благодаря этому радиус разворота минимальный — всего 3 м! Ощущения, конечно, непривычные, поначалу даже кажется, будто автомобиль вот-вот завалится набок, но ни одного инцидента во время тестового заезда зафиксировано не было. Хотя при особо крутых поворотах на высокой скорости откуда-то снизу раздавались неприятные звуки, а весь салон вибрировал. Казалось, будто бы колеса скребли колесные арки. Представитель департамента по развитию и планированию модельного ряда Toyota Хитоши Номаса, ответственный за i-Road, в ответ на вопрос сделал poker face: мол, так и должно быть, никаких проблем. Что касается неровностей, то на полигоне такая нашлась только одна — волновой перепад асфальта сантиметров на 20 по высоте, никаких затруднений авто не испытало. По манере отклика на педаль газа и сопутст­вующего звукового сопровождения i-Road напоминает троллейбус, хотя электромоторы довольно быстро разгоняют легкое авто практически до максимальной скорости. В салоне при этом на удивление тихо.

Toyota FCV Concept: Водородное будущее

Удалось познакомиться и с главным проектом Toyota последних лет — концептом седана на топливных Toyota FCV. Описывать внешность и салон смысла нет, поскольку на полигоне присутствовали только лишь прототипы, а вот про техническую часть упомянуть стоит. Конструкция FCV включает в себя блок топливных элементов Toyota FC stack удельной мощностью 3 кВт/л, а также два бака из композитных материалов со сжатым до 700 атмосфер водородом. Выходная мощность системы составляет по меньшей мере 100 кВт, запас хода — 500 км, а время заправки — три минуты. Энергия поступает к электродвигателям, вращающим передние колеса.

Динамика FCV впечатлила — автомобиль бодро набирает скорость и по ощущениям не уступает своим бензиновым аналогам. Понятно, что педаль газа имеет мало связи с реальностью, как и на любом электромобиле, а говорить о маневренности нет смысла — параметры подвески претерпят множество изменений до появления серийной версии. Но сам факт, что подобный автомобиль существует и способен передвигаться по дорогам общего пользования, радует. Единственное, что откровенно не понравилось — шумовое сопровождение на протяжении всего тест-драйва, причем речь идет не о кузове и подвеске, а как раз таки о силовой установке.

Представитель департамента по развитию и планированию модельного ряда Toyota Макото Марито, ответственный за FCV, рассказал, что стоимость одного тестового прототипа составляет 10 млн иен (100 тыс. долл.), из которых половина — стоимость самой системы. Планируется, что в серию новинка пойдет в 2015 году.

Видеокадры с задержанием человека, стрелявшего в премьер-министра Словакии

Полное видео со встречи Путина с командующими войсками военных округов

Минобороны сообщило о взятии Работино

Raiffeisen получил предупреждение от Минфина США из-за сделок с Россией

Зеленский отложил все международные поездки из-за сложной ситуации на фронте

Президент Чехии призвал остановить боевые действия на Украине и начать переговоры

Мишустин провел первое заседание правительства в обновленном составе. Видео

Севастопольцев предупредили о рассыпанных по городу суббоеприпасах ATACMS

«Пиратские» фильмы вернулись в прокат российских кинотеатров

Льготная ипотека на вторичное жилье: кто сможет ею воспользоваться

«Сургутнефтегаз» предложил одну из самых высоких дивдоходностей. Сколько заплатит компания

На Сахалине нашли капсулу времени. Фото

Генерал Лапин получил новое назначение

Инвесторам придется проходить еще одно тестирование. Предложение ЦБ

Баффет вложил $6,7 млрд в загадочную компанию. Что это за бизнес?

Авторы

Недвижимость

Для сдачи в аренду

получать пассивный доход

Для продажи

сохранить сбережения

На будущее

сформировать наследство

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 16 мая
EUR ЦБ: 98,83 (+0,16)
Инвестиции, 15 мая, 16:33
Курс доллара на 16 мая
USD ЦБ: 91,26 (-0,1)
Инвестиции, 15 мая, 16:33
Минобороны заявило об улучшении позиций группировки «Запад» Политика, 14:03
Шнуров ответил на сообщения о неуплаченных налогах Общество, 14:03
Роберта Фицо начали готовить к новой операции Политика, 14:01
Акции Совкомбанка подешевели на 5% после выхода отчета за первый квартал Инвестиции, 13:59
Путин извинился за слишком долгое выступление. Видео Политика, 13:54
В Нижегородской области электричка насмерть сбила 15-летнего хоккеиста Спорт, 13:50
Банкротство девелоперов и нехватка технологий: как меняется экономика КНР Pro, 13:50
Онлайн-курс Digital MBA от РБК
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
В Словакии призвали остановить предвыборную кампанию из-за покушения Политика, 13:43
Минобороны отчиталось о трех сбитых истребителях ВСУ Политика, 13:42
Компания «Маер» выступила на XIX Всероссийском форуме-выставке «Госзаказ» Пресс-релиз, 13:41
Эксперт — о том, как избежать риска при покупке иномарки за границей РБК+, 13:39
Россиянам стали ненамного чаще отказывать в шенгенской визе Политика, 13:37
Военная операция на Украине. Онлайн Политика, 13:36
Быстрые деньги: как устроен рынок микрозаймов в Индии Отрасли, 13:24